ЖУРНАЛ СТА 3/2014

6 СТА 3/2014 ОБЗОР /ТЕХНОЛОГИИ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Высокая доступность информацион- ной системы (ИС) управления является ключевым требованием обеспечения непрерывности функционирования со- временного производства. Необходи- мый коэффициент готовности системы зависит от специфики производствен- ных процессов и определяется прежде всего максимально допустимым време- нем простоя, а также связанным с ним нанесённым ущербом и возможными последствиями. Химическое производ- ство, система безопасности аэропорта, управление транспортом и финансовые биржи требуют максимального уровня доступности системы, а для самых кри- тичных приложений обеспечения про- изводственного процесса розничного магазина или склада достаточно значи- тельно более низкого уровня, хотя в этом случае всё зависит от масштаба по- следствий, вызванных простоем. Попробуем разобраться в том, что та- кое уровень доступности и какими средствами он обеспечивается. Д ОСТУПНОСТЬ : ЦЕЛИ И МЕТРИКИ Информационные технологии обес- печивают необходимый уровень до- ступности автоматизированных систем управления производством. Высокая доступность является стратегической необходимостью для многих задач авто- матизации. Но не все задачи имеют одинаковый приоритет, поэтому важно отметить различие преимуществ и стан- дартов высокой доступности. Высокая доступность ( High Availability, HA ) означает, что приложения остают- ся доступными в течение очень значи- тельной части общего времени работы и способны быстро восстанавливаться после локализованных сбоев. Пользо- ватели видят короткое прерывание ра- боты или в некоторых случаях вообще не замечают этого. Постоянная доступность ( Fault Tole- rance ) – это наивысший уровень доступ- ности и означает непрерывную доступ- ность сервисов, невзирая на ошибки приложения и сбои оборудования. По- стоянная доступность (устойчивость к отказам) не допускает простоев и свя- занных с ними потерь данных и транзак- ций. Аварийное восстановление ( Disaster Re- covery ) – восстановление ИТ-системы после региональных катастроф, таких как перебои электропитания, наводне- ния, землетрясения и другие катаклизмы. Новейшие технологии, с одной сто- роны, значительно снижают расходы на ИТ, но с другой стороны, повышение уровня доступности значительно уве- личивает количество требуемых ресур- сов, таких как аппаратное и программ- ное обеспечение, время и средства на развёртывание и поддержание системы в работоспособном состоянии и, в ко- нечном итоге, денежные средства, не- обходимые для этого. Обеспечить по- стоянную доступность для всех задач во всевозможных ситуациях нереально и слишком дорого. Наилучшим подходом для обеспечения доступности реальных задач будет расчёт трёх основных мет- рик: ● время восстановления RTO (Recovery Time Objective) – время, в течение ко- торого приложение должно быть вос- становлено, или максимальное время недоступности сервиса; ● точка восстановления RPO (Recovery Point Objective) определяет макси- мально допустимые потери данных и транзакций; ● совокупная стоимость владения TCO (Total Cost of Ownership) – прямые и косвенные затраты, связанные с до- стижением параметров RTO и RPO в течение срока жизни приложения. У РОВНИ ДОСТУПНОСТИ После того как установлены допусти- мая цена простоя и связанные с ним метрики, можно выбрать соответствую- щий уровень доступности – Availability Level, или AL (рис. 1, уровни доступно- сти указаны по аналитическим отчётам IDC). Стоит отметить, что существуют два вида показателей доступности: ве- роятность незапланированных про- стоев или доступность от общего време- Игорь Афонин В статье даётся обзор уровней доступности информационных систем и способов их достижения. Показана общая методика определения необходимого уровня отказоустойчивости. Представлено решение AdvantiX для обеспечения постоянной готовности, описана его архитектура и ключевые особенности. Решение для обеспечения постоянной доступности информационных систем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy