ЖУРНАЛ СТА 1/2015

3 СТА 1/2015 www.cta.ru Производственно-практический журнал «СТА» («Современные технологии автоматизации») Главный редактор Сергей Сорокин Зам. главного редактора Леонора Турок Редактор Ольга Семёнова Редакционная коллегия Алексей Гапоненко, Андрей Головастов, Виктор Жданкин, Константин Кругляк, Иван Лопухов, Виктор Половинкин, Дмитрий Швецов, Валерий Яковлев Дизайн и вёрстка Анна Хортова, Константин Седов Cлужба рекламы Николай Кушниренко E6mail: knv@cta.ru Издательство «СТА-ПРЕСС» Директор Константин Седов Cлужба распространения Ирина Лобанова E6mail: info@cta.ru Почтовый адрес: 119313 Москва, а/я 26 Телефон: (495) 23460635 Факс: (495) 23261653 Web6сайт: www.cta.ru E6mail: info@cta.ru Выходит 4 раза в год Журнал издаётся с 1996 года № 1’2015 (74) Тираж 10 000 экземпляров Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати Свидетельство о регистрации № 015020 Индексы по каталогу «Роспечати» – 72419, 81872 ISSN 02066975X Свидетельство № 002716000 о внесении в Реестр надёжных партнёров Торгово6промышленной палаты Российской Федерации Цена договорная Отпечатано: ООО ПО «Периодика» Адрес: 105005, Москва, Гарднеровский пер., д. 3, стр. 4 Перепечатка материалов допускается только с письменного разрешения редакции. Ответственность за содержание рекламы несут компании6рекламодатели. Материалы, переданные редакции, не рецензируются и не возвращаются. Ответственность за содержание статей несут авторы. Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением авторов. Все упомянутые в публикациях журнала наименования продукции и товарные знаки являются собственностью соответствующих владельцев. © СТА6ПРЕСС, 2015 Фото для первой страницы обложки ©ИТАР-ТАСС ® Уважаемые друзья! Не секрет, что наша экономика переживает непростые времена. Конечно, не дело нашего журнала анализировать внешние и внутренние причины, которые могут привести в 2015 году к повышенной инфляции и рецессии. Тем не менее, хочу надеяться, что в недалёком будущем хотя бы европейцы поймут бесперспективность санкций и вернутся на дорогу полноценного экономического сотрудничества с Россией. Также не могу не повторить свои слова, сказанные в редакционной колонке во время августовского кризиса 1998 года, о том, что любой кризис – это не только проблемы и трудности, но и новые возможности. В природе зачастую переживаемый живыми ор- ганизмами стресс делает их более жизнеспособными. Надеюсь, что и ны- нешний стресс-тест российской экономики позволит извлечь уроки из по- следствий нашей глубокой зависимости от мировых финансов и даст шанс развить и укрепить потенциал реального производства в России. В современных условиях не только собственно производство, но и любая другая отрасль хозяйства не может обойтись без различных систем автома- тизации, описанию которых традиционно посвящён наш журнал. Развитая транспортная инфраструктура – неоценимый по значимости фак- тор, имеющий стратегическое значение для экономики страны. Одним из важнейших элементов транспортной системы России являются железные дороги: доля железнодорожных перевозок в общем грузообороте превы- шает 40%. И это при том, что по некоторым данным до 70% подвижно  го состава не то что не автоматизировано, а находится на грани физического износа. Растущий спрос на высокоскоростные грузовые и пассажирские пе- ревозки требует новых подходов к автоматизации дорожной инфраструк- туры и подвижно  го состава. Мы предлагаем вам подборку статей, посвя- щённых средствам и технологиям автоматизации на транспорте. Уровень автоматизации постоянно растёт, однако человек по-прежнему остаётся одним из важнейших звеньев систем управления. На страницах этого номера подробно рассматривается тема реализации человеко-ма- шинных интерфейсов, с точки зрения их мобильности, эргономики, алго- ритмов взаимодействия с оператором. Известно, что особо ответственные приложения требуют дополнительного резервирования каналов передачи данных. Одна из статей посвящена ис- пользованию PRP (Parallel Redundancy Protocol) – одного из методов по- вышения надёжности беспроводных коммуникаций. Протокол Modbus – патриарх автоматизации: впервые представленный ещё в 1979 году, благодаря простоте реализации и открытости стандарта Modbus весьма популярен и сегодня. Протокол поддерживается большим числом именитых производителей средств автоматизации и, несмотря на некоторые недостатки, «умирать» отнюдь не собирается. В продолжение темы распределённой системы ввода-вывода FASTWEL I/O мы расскажем вам о новом компактном контроллере узла сети Modbus TCP. Желаем вам приятного и полезного чтения журнала. Всего вам доброго! C. Сорокин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy