ЖУРНАЛ СТА 2/2015
80 СТА 2/2015 РАЗРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru И СТОРИЯ СИСТЕМЫ Название продуктовой линейки и торговой марки SIBAS (нем. SIemens Bahn Automatisierungs System) происхо- дит от сокращения, которое расшифро- вывается и переводится как «Система железнодорожной автоматизации SIE- MENS». Она разрабатывалась в начале 1980-х годов с целью оптимизации про- изводительности отдельных микропро- цессорных компонентов в рельсовом подвижном составе. По времени этот момент совпал с широким распростра- нением IBM PC совместимых персо- нальных компьютеров и выпуска стан- дарта RS-485, ставшего основой для по- строения промышленных сетей. Систе- ма SIBAS была первой, позволившей обеспечить цифровое управление и контроль в единой коммуникационной среде, в том числе управление тяговы- ми двигателями в локомотивах. Собст- венно, она явилась родоначальницей поездной шины. В 1983 году система называлась SIBAS 16 (рис. 1) и была ос- нована, как видно из самого названия, на 16-битовых микропроцессорах. Глав- ным образом она использовалась в ло- комотивах, хотя нашла своё примене- ние и, например, в составах метро г. Франкфурта. В 1992 году вышла более мощная 32-разрядная версия системы SIBAS 32 и с тех пор, хотя прошло мно- го лет, неизменно остаётся широко рас- пространённой во всём мире. В настоя- щее время она используется в более чем 7000 единиц подвижного состава, в том числе в версиях поездов для России SIEMENS Velaro RUS «Сапсан» и Desi- ro RUS «Ласточка». Далее, после того как концерн SIE- MENS AG предложил в 2008 году новую концепцию скоростных поездов Герма- нии под названием ICx, стало ясно, что SIBAS 32 уже не может соответствовать современным требованиям. Так на сце- ну вступила система последнего поко- ления SIBAS PN. Можно было ожидать, что новое семейство устройств получит имя SIBAS 64. Однако здесь логическая цепочка с названиями, отражающими разрядность микропроцессоров, пре- рвалась, означая, по сути, что произво- дительность процессоров сама по себе перестала являться ограничивающим фактором, как в былые времена. Насту- пила эра открытых систем, COTS-тех- нологий и больших объёмов данных, поэтому наименование с индексом PN, означающим не что иное, как PROFI- NET, и призвано ответить на новые вы- зовы времени. На текущий момент си- стема SIBAS PN всё ещё находится в стадии верификации. Первый поезд под её управлением должен появиться в 2016 году. С ИСТЕМА - ДОЛГОЖИТЕЛЬ SIBAS 32 Как уже говорилось, SIBAS 32, спроектированная более двух десятков лет назад, по-прежнему является акту- альной версией системы, используемой в немецких поездах по сей день, не ис- ключая и нынешнее поколение ICE 3. И похоже, что в ближайшее время она не собирается покидать поле автомати- зации. Это связано с тем, что, во-пер- вых, немцы стремятся максимально продлить жизненный цикл изделия, а во-вторых, аккуратны и скрупулезны во внедрении новых концепций; поэтому SIBAS 32, скорее всего, будет существо- вать ещё минимум лет десять. Это – на- дёжность, проверенная временем. Ис- ходя из этого, рассмотрим вкратце ос- новной архитектурный замысел SIBAS 32, чтобы впоследствии лучше просле- дить путь развития преемника. Основа системы – промышленная сеть реального времени, которая по- началу была собственной разработкой концерна SIEMENS AG, а затем, в ре- зультате совместной работы с Bombar- dier в составе Международного союза железных дорог (UIC), вылилась в по- ездную коммуникационную сеть TCN (Train Communication Network). По- следняя была принята в качестве между- народного стандарта IEC 61375 в 1999 го- ду. TCN на тот момент представляла со- Система железнодорожной автоматизации SIBAS PN В статье описываются история, назначение и функции системы железнодорожной автоматизации SIBAS, разработанной компанией SIEMENS AG для оптимизации производительности и коммуникации распределённых бортовых устройств управления. Основной упор делается на систему последнего поколения SIBAS PN, созданную специально для скоростного поезда ICx. Иван Колчин Рис. 1. Эволюция системы SIBAS
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy