СТА 4/2017

82 СТА 4/2017 РАЗРАБОТКИ БЕЗОПАСНОСТЬ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Видеонаблюдение в современном ми- ре используется практически во всех сферах жизнедеятельности человека: в торговле, на производстве, на улицах го- рода, на автодорогах, в подъездах, на производстве, в частных домах, в адми- нистративных, зданиях, в больницах, поликлиниках, школах и т.д. Список сфер применения видеонаблюдения можно продолжать практически беско- нечно, сейчас сложно найти какой-ли- бо объект инфраструктуры города, где оно не используется хотя бы в мини- мальной форме. Одной из важнейших сфер примене- ния систем видеонаблюдения является общественный транспорт. Видеокамеры, установленные в салонах и по периметру автобусов, троллейбусов, вагонов метро и т.д., помогают бороться с различными правонарушениями, выявлять безбилет- ных пассажиров и контролировать рабо- ту сотрудников транспортных компаний. Особенно это актуально для транспорта, в котором пассажиры находятся на боль- шом удалении от машиниста, например в поездах дальнего следования, в метро и в электричках. Важность системы видео- наблюдения на транспорте сложно пере- оценить, поскольку она позволяет обес- печивать безопасность как самого транс- порта, так и перевозимого груза, как во- дителей, так и пассажиров. Б ЕЗОПАСНЫЙ АВТОБУС Еще в 2010 году в нескольких регио- нах России стартовала правительствен- ная федеральная программа «Безопас- ный автобус». Одной из важнейших ее составляющих стало обеспечение го- родского транспорта системами видео- наблюдения. К системам видеонаблю- дения, которые должны использовать- ся в автобусных парках, предъявляется ряд обязательных требований, которым не соответствуют обычные бытовые ви- деокамеры и регистраторы. Видеоси- стема должна быть устойчива к посто- янным вибрационным нагрузкам, обычным для транспортных примене- ний. Следующим требованием являет- ся антивандальный корпус для камер, особенно для тех, которые находятся в салоне автобуса. Оно обусловлено тем, что преступники могут попытаться уни- чтожить камеры, которые засняли со- вершённые ими правонарушения, или сделать это просто из хулиганских по- буждений. Количество камер, устанав- ливаемых в автобусе, зависит от типа автобуса. Как правило, хватает 6–8 ка- мер, чтобы полностью покрыть боль- шой городской автобус. При этом на са- лон приходится 4–6 камер, изображе- ние с которых выводится через борто- вой компьютер или регистратор в каби- ну водителя. Благодаря современным бортовым компьютерам возможно и от- слеживание местоположения автобуса с использованием технологий GPS или GLONASS. Также при условии наличия в бортовом компьютере 3G- или 4G- модема возможна передача данных в диспетчерский центр в режиме реаль- Системы видеонаблюдения на транспорте: задачи и возможности Дмитрий Кабачник В статье рассматриваются основные задачи, стоящие перед системами видеонаблюдения на различных видах транспорта, как общественного (автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда метро), так и коммерческого (такси, большегрузные автомобили). Описываются возможности современных систем видеонаблюдения и видеоаналитики для применения на транспорте. Рис. 1. Пример построения системы видеонаблюдения в автобусе на базе продукции компании GeoVision

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy