СТА 3/2018

С ЕРТИФИКАЦИЯ – « УБИЙЦА ПРОЕКТОВ » В новом проекте разработка необхо- димой документации на соответствие стандартам безопасности может уд- воить или даже утроить финансовые за- траты, а также продолжительность его выполнения. Соответствующие специ- фикации функциональной безопасно- сти на железнодорожном рынке вклю- чают критерии RAMS (надёжность, до- ступность, управляемость, безопас- ность) EN 50126/EN 50128 для про- граммного обеспечения и EN 50129 для аппаратного обеспечения. Все они тре- буют больших усилий по документиро- ванию, которые поставщики решений предпочитают свести к минимуму. П РЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ Стратегическим ходом для значи- тельного сокращения усилий по доку- ментированию является использование предварительно сертифицированного оборудования, поскольку оно в значи- тельной степени основано на стандар- тизированных технологиях. Таким образом, если предположить, что существует поставщик решений с конкретными знаниями о требова- ниях соответствия стандартам 501xx, можно было бы делегировать эту часть документации непосредственно по- ставщику. Вследствие этого у вас появятся два преимущества: во-первых, это позволит снизить расходы на производство внут- ренней документации, во-вторых, это сэкономит драгоценное время, которое в конкурентной борьбе за самые инно- вационные решения является одним из наиболее важных факторов, – тот, кто первым выходит на рынок, имеет самые большие рыночные возможности, пользуется эксклюзивностью и может диктовать ключевые стандарты. Внимание здесь должно быть сосре- доточено на открытых и модульных си- стемах: именно они позволяют реализо- вать гибкие конфигурации для различ- ного использования в поездах или на железных дорогах. Заменяя лишь от- дельные модули, а не полные системы, вы снижаете также затраты на техниче- ское обслуживание, поэтому открытые стандарты, безусловно, являются суще- ственным вспомогательным фактором и для поддержания уже сертифициро- ванной системы в рабочем состоянии как можно дольше. C OMPACT PCI – ХОРОШЕЕ РЕШЕНИЕ Модульные платформы COTS, осно- ванные на стандарте CompactPCI от PCI Industrial Manufacturing Group (PICMG), которые поддерживаются с 1997 года и специально спроектированы для разра- ботки чрезвычайно прочных модульных конструкций с пассивными объедини- тельными панелями, в целом соответ- ствуют требованиям надёжности. Тем не менее, стандарт описывает только ос- новные технологии и не включает в себя сертификацию и документацию, пред- усмотренные EN 50155 и EN 50126, EN 50128 и EN 50129. Несмотря на это от ис- пользования таких модульных COTS- платформ поставщики решений полу- чают большую выгоду, поэтому суще- ствует необходимость распространить этот стандарт на железнодорожные тех- нологии. С ИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ MEN TCS: БЕЗОПАСНОСТЬ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ Хорошим примером стандартизован- ного решения является новая модуль- ная система контроля поездов menTCS, совместимая с EN 50155 и основанная на CompactPCI. Она предлагает все преимущества, которые имеют при- знанные отраслевые стандарты. Реше- ние хорошо подходит для критически важных железнодорожных приложе- ний и предварительно сертифицирова- но до SIL 4 в соответствии с EN 50126, EN 50128 и EN 50129. Благодаря своей модульной конструкции оно может быть адаптировано для любых типов применений. Например, в подвижном составе menTCS – отличное решение для автоматического управления по- ездом (ATO), автоматической защиты поезда (ATP) или точного управления поездом (PTC) и усиленного контроля поезда (ETC). В путевых приложениях оно может использоваться для управле- ния сигналами и переключениями до уровня безопасности SIL 4 (рис. 1). Архитектура системы menTCS Сердцем системы является централь- ный контроллер MH50C. Он обеспечи- вает основную логику управления в ви- де предварительно сертифицированной многопроцессорной платы на базе CompactPCI и может быть настроен на использование до 6 карт расширения в зависимости от требований приложе- ния. Кроме того, доступно до 63 мо- дульных ячеек ввода/вывода menTCS для подключения удалённых входов/вы- ходов к центральному контроллеру. Это важно для установок в высокоскорост- ных поездах, где каждому пассажирско- му вагону нужен свой блок ввода/выво- да для подключения датчиков и приво- дов. Концепция модульного расшире- ния также удобна для таких устройств, как системы сигнализации, где модули ввода/вывода menTCS могут использо- ваться для управления определёнными участками железной дороги по мере не- обходимости. В этом случае устройства ввода/выво- да menTCS подключаются через шину кольцевой топологии на основе Ether- net. Это не только упрощает соедине- ние, но и значительно повышает надёж- ность, поскольку используется избыточ- ный канал связи. Компоненты модульной концепции семейства, сертифицируемые отдельно, РАЗ РА БОТ КИ / ЖЕ Л Е ЗНОДОРОЖНЫЙ Т РАНСПОР Т СТА 3/2018 45 www.cta.ru Рис. 1. Сертифицированная система управления движением SIL 4 MEN основана на открытом стандарте CompactPCI

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy