ЖУРНАЛ «СТА» 4/2018

Применение измерительного оборудо- вания с утверждённым типом средств измерения существенно упрощает по- лучение аттестата испытательного обо- рудования стенда. Оптимальным выбо- ром по соотношению цена/качество оказалась крейтовая система измерения LTR производства ООО «Л Кард». Крейтовая система LTR обладает ши- роким набором модулей и обеспечивает измерения большинства сигналов, встречающихся в ходе серийных стен- довых испытаний АД, c требуемой ча- стотой и необходимой погрешностью. В АИИС были применены следую- щие модули: ● LTR22 – для измерения сигналов вибрации; ● LTR27 – для измерения сигналов дат- чиков по току и напряжению; ● LTR51 – для измерения частотных сигналов; ● LTR212 – для измерения сигналов тензодатчика тягоизмерительной си- стемы; ● LTR114 – для измерения сигналов потенциометрических датчиков. Вторым решением стало применение сертифицированных датчиков и прибо- ров, имеющих цифровой выход (Ether- net или последовательные каналы связи RS-485, RS-232). Прежде всего, это дат- чики давления с цифровым выходом. После опробования разных моделей наилучшими для решения наших задач оказались датчики МИДА-15 с цифро- вым интерфейсом RS-485 производства ПГ МИДА. Датчики могут объединять- ся в шину, подключаться к одному порту RS-485 и выдавать в АИИС готовые по- казания измеренного давления в нуж- ных единицах измерения по протоколу Modbus-RTU. Эти датчики являются интеллектуальными: они программи- руются на нужные параметры последо- вательного порта, частоту измерения и порядка встроенного цифрового фильт- ра, но являются однодиапазонными. Также используются кориолисовый расходомер MicroMotion с цифровым интерфейсом RS-485 для измерения массового расхода топлива и весовой терминал с цифровым интерфейсом производства ЗАО «Весоизмерительная компания «Тензо-М» для канала изме- рения эталонного усилия тяги при пря- мом нагружении. Ещё один пример – интеллектуаль- ные модули Метран-970 производства компании Метран, которые передают готовый результат измерения по сети Ethernet по протоколу Modbus TCP. П РИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИХ АИИС ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Успешно применены видеомониторы промышленного исполнения, изготов- ленные компанией «Билтех». При рас- смотрении вопроса о выборе кабельной продукции было принято решение ис- пользовать кабели отечественного про- изводства ЗАО «СПКБ Техно». В каче- стве конструктивов шкафов была вы- брана продукция отечественной компа- нии Провенто. Для ввода в АИИС сигналов датчиков ДБСКТ (дублированные синусно-коси- нусные трансформаторы) использована плата АЦПВТ ООО «РИВАС», для пере- дачи информации в цифровую систему управления двигателем по протоколу ARINC (стандарт авиационной про- мышленности для формата и содержа- ния файлов аэронавигационных дан- ных) – интерфейс от АО «Электронная компания «Элкус». Подсистема дискретного ввода-выво- да АИИС состоит из двух частей: ● «быстрый» дискретный ввод, реали- зованный на базе платы производст- ва ICP DAS PISO-P64U. Данный дискретный ввод используется для оценки работы двигательных агре- гатов; ● «медленный» дискретный ввод и вы- вод, выполненный на базе двух отече- ственных контроллеров FASTWEL I/O. Данный вариант дискретного ввода-вывода используется для об- служивания технологических систем испытательного стенда. Программи- рование контроллеров проведено в среде разработки CODESYS. Обмен данными с контроллерами выпол- няется по интерфейсу Ethernet по протоколу Modbus TCP. В состав каждого контроллера FASTWEL I/O входят программируе- мый контроллер узла сети Ethernet CPM713-01, модули дискретного ввода DIM76201 и DIM71701 и модули дис- кретного вывода DIM71901. Всего на базе контроллеров FASTWEL I/O орга- низовано управление 256 каналами дис- кретного вывода и 256 каналами дис- кретного ввода. Следует отметить ограничение по скорости ввода дискретных сигналов на контроллерах FASTWEL I/O – не более 20 Гц на канал при циклическом вычитывании этого результата по ин- терфейсу Ethernet, протокол Modbus TCP. С НИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ Применение отечественного обору- дования позволило снизить общую стоимость системы автоматизации. В сравнении с АИИС предыдущего поколения при примерно равном числе аналоговых и дискретных каналов стои- мость комплектующих аппаратной ча- сти АИИС удалось сократить примерно в два раза в денежном выражении в со- поставимых ценах. Отдельно стоит отметить, что в АИИС используется оборудование без средств синхронизации с аппаратным источни- ком реального времени, что также сни- жает его стоимость. Взамен использу- ется «программное» реальное время. З АЩИЩЁННАЯ ОС КПДА 10964-01 Программное обеспечение АИИС разработано на базе защищённой опе- рационной системы КПДА «Нейтрино» (она же ОС реального времени QNX версии 6.5). Защищённая операционная система реального времени (ЗОСРВ) «Нейтри- но» КПДА.10964-01 поставляется ком- панией «СВД». Операционная система сертифицирована в МО РФ и имеет сертификаты соответствия: ● МО РФ № 3385 от 27.10.2016 (дей- ствителен до 27.10.2021); ● ФСТЭК России № 3795 от 29.08.2017 (действителен до 29.08.2020). Данная ОС имеет высокую скорость реакции на происходящие события (не- сколько микросекунд на обработку пре- рываний и смену контекста), поддер- живает несколько ядер процессора ПК и имеет встроенную сеть, которая объ- единяет контроллеры АИИС в единую вычислительную систему. ОС КПДА имеет микроядерную ар- хитектуру, при которой небольшой про- граммный код ядра ОС выполняет ос- новные функции диспетчеризации ни- тей программ и обработки прерываний, а остальные менеджеры ресурсов и при- кладные программы исполняются в ви- де обычных процессов. Данная архи- тектура операционной системы значи- тельно повышает надёжность работы всего ПО АИИС. Применение ОС реального времени позволяет на одном ПК одновременно выполнять как задачи измерения, так и задачи предоставления данных испыта- ний оператору АИИС, непрерывную запись измерений на жёсткий диск, пе- редачу данных испытаний в АСУ верх- него уровня. РАЗ РА БОТ КИ / А ВИАЦИЯ СТА 4/2018 77 www.cta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy