ЖУРНАЛ «СТА» 1/2019

РАЗРАБОТКИ НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ВЕДЕНИЕ Газомотокомпрессоры (ГМК) пред- назначены для сжатия и перекачивания природных или нефтяных газов в систе- ме магистральных газопроводов, на га- зобензиновых и нефтеперерабатываю- щих заводах, станциях подземного хра- нения газа, в промышленных холодиль- ных установках и на других объектах. Газомотокомпрессоры применяются в процессах, где требуется высокая сте- пень сжатия газа при относительно не- большом расходе. Наиболее широкое распространение на предприятиях ПАО «Газпром» в Рос- сии и странах бывшего СНГ ГМК полу- чили на дожимных компрессорных станциях (ДКС), использующихся для нужд подземного хранилища газа (ПХГ) [1], где ГМК объединяют в группы для многоступенчатого компримирования. Технологическая структура ДКС поз- воляет гибко менять режим и количе- ство задействованных агрегатов в зави- симости от нагрузки при сезонном от- боре или закачке газа в хранилище, тре- буя от автоматики скоординирован- ного управления группой агрегатов. Ещё одним применением ГМК являют- ся установки искусственного холода (УИХ), в которых осуществляется про- цесс двухступенчатого компримирова- ния паров хладагента-пропана с целью его последующего дросселирования и охлаждения. Парк ГМК ПАО «Газпром» насчиты- вает более 100 агрегатов [1], задейство- ванных на ПХГ и установках искус- ственного холода. Агрегаты оснащались системами автоматики «КУРС», «Ком- прессор», позже «Декада», которые в настоящий момент устарели и сняты с производства. С точки зрения нормативной базы ПАО «Газпром», газомотокомпрессор рассматривается как разновидность га- зоперекачивающего агрегата, то есть на системы автоматики ГМК распростра- няются общие технические требования, предъявляемые к системам автоматиче- ского управления (САУ) ГПА [2]. Спе- цифика управления ГМК заключается в попеременном процессе подачи топ- лива и зажигания в каждом блоке ци- линдров двухтактного двигателя внут- реннего сгорания в зависимости от по- ложения коленчатого вала. Стабильная работа двигателя возможна только при точном и своевременном управлении Система автоматики газомотокомпрессора на базе ПТК «Неман-Р» с использованием технических средств FASTWEL Роман Седов, Александр Галочкин Большинство газомотокомпрессоров, применяемых в ПАО «Газпром», в настоящее время работают под управлением морально устаревших или снятых с производства и поддержки систем автоматики. В этой связи актуальна задача обновления управляющих систем для обеспечения современных требований. В статье рассматриваются особенности построения системы управления двигателем внутреннего сгорания на базе ПТК «Неман-Р», разработанного специалистами ООО Фирма «Калининградгазприборавтоматика», дочернего общества ПАО «Газпром автоматизация», с применением модульных компьютеров и модулей ввода-вывода компании FASTWEL. СТА 1/2019 50 www.cta.ru Рис. 1. Газомотокомпрессор типа 10 ГКН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy