ЖУРНАЛ СТА №3/1998

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 57 3/98 В соответствии с требованиями стан- дарта программирование логических задач может осуществляться визуаль- ными интуитивно понятными инжене- рам-технологам методами в виде функ- циональных блоков (язык Техно FBD) или с применением языка инструкций (язык Техно IL). Реализованные в инструментальной системе TRACE MODE 5.0 язык функ- циональных блоков (Техно FBD) и язык инструкций (Техно IL) существен- но расширены по сравнению с базовы- ми требованиями стандарта, включают набор из более чем 150 элементарных и библиотечных функций. Среди встроенных алгоритмов PID, PDD, не- четкое позиционное регулирование, ШИМ-преобразование, динамическая балансировка, алгоритмы массового обслуживания, блоки моделирования объектов, произвольно программируе- мые алгоритмы, арифметические, алге- браические, логические, тригономет- рические, статистические функции, а также функции расчета технико-эко- номических показателей (ТЭП) и т. д. Существенным развитием стандар- та является добавление ряда функци- ональных блоков, ориентированных на контроль и управление типовыми технологическими объектами (кла- пан, задвижка, привод и т. д.). Кроме того, проектировщик имеет возмож- ность наращивать библиотеки языков своими собственными функциями, учитывающими особенности задач, решаемых в его проектах. Созданная для каждого узла проекта информационная база отлаживается в редакторе с помощью 3 уровней эмуляции (отдельные программы на Техно FBD, пересчет канала и пере- счет всей базы) в двух режимах — по- шаговом и непрерывном. Разработка сетевого комплекса как единого проекта В обычных SCADA-системах разра- ботка проекта привязана к одной опера- торской станции. Поэтому при разра- ботке сетевых комплексов сначала со- здаются базы данных реального време- ни для отдельныхПК, и лишь потомони объединяются в сеть. Однако современ- ные промышленные АСУ «живут» и раз- виваются десятки лет, имеют тенден- цию к интеграции как между собой, так и с АСУ финансово-хозяйственных служб. За это время меняется техноло- гия, добавляются и заменяются датчики, вводятся новые функции и т. д. Вместе с этим неизбежно развивается и модифи- цируется программное обеспечение АСУ. Поддерживать и развивать систе- мы, состоящие из многих обособлен- ных ПК и контроллеров, каждый из ко- торых ничего не «знает» о других, и трудно, и дорого. В TRACE MODE 5 распределенная АСУ, включающая и ПК, и контроллеры, рас- сматривается как один проект. Поэто- му каждый узел (ПК или контроллер) в распределенной АСУ ТП, работающей под управлением TRACE MODE 5, имеет информацию об остальных узлах систе- мы и в случае его модификации авто- матически обновляет соответствующие базы данных. При этом АСУ можно со- здавать как в архитектуре «клиент-сер- вер», так и распределенную — техноло- гия разработки АСУ ТП как единого проекта будет одинаково эффективна. Автопостроение Автопостроение — это группа ориги- нальных технологий, реализованных в TRACE MODE 5. Суть автопостроения заключается в автоматическом гене- рировании баз каналов операторских станций и контроллеров, входящих в проект АСУ ТП, на основе информации о числе точек ввода/вывода, номенкла- туре используемых контроллеров и УСО, наличии и характере связей меж- дуПКи контроллерами. В соответствии с этим в TRACE MODE 5 реализованы: ● автопостроение баз каналов для связи с УСО в РС-контроллерах. Пользова- телю достаточно указать марку и ко- личество РС-контроллеров, использу- емых в проекте, и запустить автопост- роение — TRACE MODE сформирует базу каналов для каждого контролле- ра и произведет настройку на УСО автоматически. Технология автопо- строения поддерживается в IBM сов- местимых контроллерах марки MicroPC, ADAM, PCL, МФК, «Круиз» (производитель ПИК «Прогресс», Москва), MIC2000 фирмы Advantech; ● автопостроение баз каналов для связи с обычными контроллерами. Эта процедура автоматически гене- рирует базы каналов операторских станций и производит настройку на наиболее распространенные в Рос- сии контроллеры; ● автопостроение связей между узла- ми ПК-ПК, ПК-контроллеры, кон- троллеры-контроллеры осуществ- ляет создание, автоматическое под- держание и обновление коммуни- каций (например сетевых, RS-485, Profibus и т. д.) между узлами рас- пределенной АСУ ТП; ● автопостроение при импорте баз технологических параметров. В наи- более технологически «культурных» организациях разработке проекта предшествуют детальная проработка проекта и составление баз техноло- гических параметров. Часто для этих целей используются распространен- ные базы данных и электронные таб- лицы, например Excel, Access и др. TRACE MODE 5 допускает импорт этих баз и осуществляет автопостро- ение соответствующих баз каналов. Технология автопостроения являет- ся революционным шагом в разработ- ке систем реального времени, так как снимает огромную часть рутинной ра- Рис. 2. TRACE MODE 5.0 позволяет разрабатывать распределенную АСУ ТП как единый проект, включая уровень контроллеров

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy