ЖУРНАЛ СТА №3/1998

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 58 3/98 боты по «набивке» и конфигурирова- ниюбаз параметров. Благодаря автопо- строению разработка АСУ ТП сводится к следующим несложным процедурам. 1.Размещение в рабочем поле редак- тора базы каналов TRACE MODE 5 (например на плане объекта) знач- ков (объектов) контроллеров и опе- раторских ПК (рис. 2). 2. Указание наличия информацион- ного обмена между узлами. 3. Запуск автопостроения проекта. 4. Задание математической обработки данных и алгоритмов управления. Подобная техника в корне отличает- ся от той, что используется в старых SCADA для Windows, предлагавших программирование «от картинки». Программирование «от картинки» поз- воляет быстро создавать малые систе- мы, но ввиду слабой структурирован- ности проектов приводит к сложнос- тям при разработке крупных систем. Разработка графического интерфейса Разработка графического интерфей- са операторской станции осуществля- ется в объектно-ориентированном ре- дакторе представления данных. Ана- логично Редактору базы каналов Ре- дактор представления данных позво- ляет создавать мнемосхемы для всех узлов распределенной АСУ ТП (рис. 3). Редактор позволяет всем узлам уста- навливать общие настройки, опреде- ляющие стиль подачи информации (например цвет фона и текстуру). Для облегчения разработки все экраны в графических базах TRACE MODE со- браны в группы, исходя из их функцио- нального назначения. Например, в одну группу можно собрать мнемосхемы, в другую — экраны настройки регулято- ров, в третью— обзорные экраны и т. п. (рис. 4). Можно также разбивать экра- ны на группы, исходя из стадий или участков автоматизируемого процесса. Среди графических элементов, ко- торые могут быть размещены на экра- нах графических баз, выделяются сле- дующие три типа: ● статические элементы (неизменяе- мые элементы мнемосхем); ● динамические формы отображения и управления (кнопки, тренды, гис- тограммы, анимация и т. д.); ● графические объекты. Графические объекты могут вклю- чать в себя неограниченное количество статичных элементов рисования и ди- намических форм отображения. Они вставляются в экраны в виде одного эле- мента. Графические объекты TRACE MODE являются мощным механизмом тиражирования готовых решений в об- ласти создания фрагментов графиче- ского представления информации и органов интерактивного управления. Оформленные в виде объектов ти- повые графические фрагменты могут затем добавляться в любые будущие проекты. С другой стороны, любой фрагмент экрана графической базы может быть перенесен в объект и за- тем использован на других экранах и в других графических базах. Для отладки проекта в редакторе представления данных предусмотре- но два режима эмуляции работы мо- нитора реального времени: ● непрерывный режим; ● пошаговый режим. Эти режимы используются для кон- троляреальнойработыформотображе- ния после их размещения на экранах. Рис. 3. Графические мнемосхемы процесса создаются в объектно-ориентированном редакторе представления данных Рис. 4. Для облегчения разработки все экраны в графических базах TRACE MODE собраны в группы Рис. 5. Распределенная мноуровневая АСУ ТП на базе TRACE MODE

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy