ЖУРНАЛ «СТА» №1/2004

24 СТА 1/2004 РАЗРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Ультразвук был и остается наиболее надёжным средством неразрушающего контроля на железнодорожном транс- порте. Прочие методы (магнитные, эмиссионные и т.п.) остаются либо вспомогательными, либо имеют сугубо научное, а не прикладное значение. Вагоны и автомотрисы, оснащённые средствами контроля, при кажущейся высокой производительности выдают заключение о подозрительном участке рельса с большой задержкой, и эта ин- формация нуждается во вторичной проверке. Контроль рельсов ультразву- ковыми съёмными дефектоскопами обеспечивает оперативное выявление большей части дефектов. Однако ос- новная часть парка съёмных рельсовых дефектоскопов работает более десяти лет и уже морально устарела, а совре- менные условия эксплуатации по- движного состава требуют перехода на качественно новый уровень контроля, учитывающий последние достижения в области информационных технологий. Основные задачи при разработке но- вой дефектоскопической техники – обеспечение высокого уровня выявле- ния дефектов, регистрация поступаю- щей диагностической информации и действий оператора в пути, возможно- сти оперативного просмотра информа- ции и её архивирования. Почти три го- да назад авторы представили один из возможных вариантов соответствую- щего данным задачам программноап- паратного решения – дефектоскоп но- вого поколения АДС02 [1]. За это вре- мя прибор прошел разнообразные ис- пытания, была выпущена опытная партия, и к настоящему времени на- коплен немалый опыт его эксплуата- ции на трёх железных дорогах России. Мы не одиноки в своем стремлении дать дефектоскопистам современный надёжный инструмент контроля. В СНГ ультразвуковые съёмные рельсо- вые дефектоскопы нового поколения разрабатываются и производятся в ос- новном тремя организациями: НПП «РДМ» (Кишинев) — РДМ2, НПО «Радиоавионика» (СанктПетербург) — Авикон01 и НТФ «Медуза» (Нижний Новгород) — АДС02 [2]. Все три при- бора прошли технические и эксплуата- ционные испытания, имеют сертифи- каты Госстандарта РФ и МПС РФ и внесены в Реестр средств измерений, разрешённых к эксплуатации в сети федеральных железных дорог. С точки зрения функциональной и эксплуата- Новые средства автоматизации в неразрушающем контроле рельсов В статье описаны подходы к усовершенствованию автоматизированных систем ультразвуковой дефектоскопии рельсов на основе сочетания преимуществ программных и аппаратных средств, а также внедрения сетевых технологий для организации сплошного контроля путей. Приводятся результаты опытной эксплуатации съёмных рельсовых дефектоскопов нового поколения АДС-02. Виталий Грибов, Алексей Ерошин, Алексей Кириллов, Николай Крикуненко, Александр Рейман, Александр Шишков Рис. 1. Ультразвуковой съёмный рельсовый дефектоскоп АДС-02 в рабочем состоянии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy