ЖУРНАЛ «СТА» №1/2004

ционной все три прибора до- вольно близки, несмотря на многочисленные различия в конструктивной части и схе- мах ультразвукового контроля рельсов. Основные различия заключаются в сервисных функциях и возможностях от- ображения информации. По- скольку целью этой статьи не является сравнение возмож- ностей трёх приборов, мы в дальнейшем будем указывать только на те особенности на- шей разработки – автоматизи- рованного дефектоскопа АДС02 (рис. 1, 2), которые, с точки зрения авторов, прин- ципиальны. С ИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ Как уже указывалось в [1], нами впервые на съёмном дефектоскопе бы- ла применена сплошная запись диагно- стической информации во встроенный регистратор. Поскольку два других прибора (РДМ2 и Авикон01) к мо- менту нашего появления на рынке уже были разработаны и производились, регистраторы в их составе появились в результате более поздней доработки и в виде отдельных съёмных блоков [2]. Эти регистраторы не встроены в дефек- тоскопы, а подключаются к ним извне кабелями, что создает некоторую «сво- боду» для недобросовестного операто- ра. К сожалению, бывает так, что негативную реакцию оператора вызывает не отсутствие, а наличие ре- гистрирующего устройства, с помощью которого осуществляется сквозной контроль действий оператора в пути, графика его движения и остановок, из- менений параметров каналов дефекто- скопа и т.п. (когда первый вариант нашего прибора пошёл на полевые ис- пытания, его сразу же окрестили «сту- качом»). Недобросовестный оператор может воспользоваться предоставлен- ной «свободой» и, например, неплотно соединить разъём связи регистратора с прибором, и ему за это ничего не будет, если сам прибор работал нормально. Кстати, то же самое может произойти и непреднамеренно. В нашем варианте прибора это принципиально невоз- можно. Если нет записи, значит, не ра- ботал весь прибор, следовательно, опе- ратор не ходил по участку. К сожале- нию (или к счастью), в системе обеспе- чения безопасности движения пре- зумпция невиновности не работает. Конечно, объединённая система со встроенным регистратором тоже не свободна от недостатков. Например, для передачи собранной информации в цех приходится отсоединять от те- лежки и везти с собой весь электрон- ный блок, тогда как в приборах с внешним регистратором – только ма- ленькую коробочку. О возможных пу- тях устранения этого недостатка будет сказано далее. Второе принципиальное отличие внешних регистраторов состоит в том, что они выполнены по принципу «чёр- ного ящика», то есть не допускают воз- можности просмотра записанной ин- формации во время движения. В отли- чие от них система регистрации дефек- тоскопа АДС02 такую возможность предоставляет. Более того, просмотр записи иногда бывает просто необхо- дим, позволяя обнаружить «замаскиро- ванные» дефекты (например, подголо- вочное расслоение рельса в зоне сты- ка). Технически это можно сделать дву- мя способами: остановить запись, сесть с прибором на пригорок и «про- листать» всю записанную информацию (большого смысла не имеет, листать лучше в цехе с помощью специальной программы) или просмотреть послед- ний двухметровый фрагмент (режим быстрого просмотра). Применение этого режима уже дало ощутимые результа- ты при эксплуатации опыт- ной партии приборов AДC02 на Горьковской железной до- роге, особенно при обнару- жении наиболее опасных ти- пов дефектных рельсов. В табл. 1 представлены резуль- таты эксплуатации партии приборов на Горьковской же- лезной дороге за 2002 год. В таблице указаны типы опас- ных дефектов, маркирован- ные цифрами: коррозия по- дошвы рельса, приводящая к тому, что рельс просто разъезжается в стороны, начиная с подошвы (тип 69), поперечные трещины в головке рельса и изломы, вызванные недостаточной прочностью металла (тип 21), продо- льное горизонтальное расслоение го- ловки рельса (тип 30Г). Это, конечно же, далеко не полный набор трещин и дефектов, по которым имеется столь убедительная статистика. С МЕНА АППАРАТНОЙ ПЛАТФОРМЫ Дефектоскоп АДС02 изначально за- думывался как программноаппарат- ный комплекс, поэтому значительная часть функций прибора реализована не аппаратно, а программно. Это наклады- вает определенные требования на про- изводительность всей системы. В прин- ципе, для нормального функциониро- вания системы в реальном времени вполне хватало процессора 386SX40, входящего в состав микроконтроллера Octagon Systems 6010. Единственным узким местом в работе было сжатие ин- формации перед её записью на диск. Сжатие и запись блока данных объёмом 3 Мбайт занимают 3060 с в зависимос- ти от сложности информации. Казалось бы, задержка почти незаметная, однако РАЗ РА БО Т КИ / ЖЕ Л Е З НОДО Р ОЖНЫЙ Т РАН С ПО Р Т 25 СТА 1/2004 www.cta.ru Показатель Всего АДС-02 % к общему числу Число дефектоскопов сплошного контроля 263 7 2,66 Обнаружено остродефектных рельсов (ОДР), в том числе: ● с коррозией подошвы рельса (тип 69) ● с поперечными трещинами в головке рельса (тип 21) ● с продольным горизонтальным расслоением головки рельса (тип 30Г) 3314 17 1453 959 164 12 95 36 4,95 70,6 6,54 3,75 Обнаружено ОДР на 1 прибор 12,6 23,4 — Обнаружено ОДР на 100 км пути 1,12 3,05 — Рис. 2. Дефектоскоп АДС-02 на тестовых испытаниях Таблица 1. Результаты эксплуатации дефектоскопов АДС-02 на Горьковской железной дороге за 2002 год

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy