ЖУРНАЛ «СТА» 4/2008

46 СТА 4/2008 CИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Повышение стоимости энергоноси телей и необходимость повышения ка чества обслуживания пассажиров за ставляет трамвайные хозяйства России модернизировать подвижной состав прежних лет выпуска, а также совер шенствовать методики вождения и сер виса трамвайных поездов. Основным типом подвижного состава трамвайных систем России на сегодняшний день является вагон типа 71 605. Вагон был разработан в конце 60 х годов и прак тически без изменений выпускался до 1992 года. Для пуска тяговых двигате лей в этом вагоне используется рео статно контакторная система управле ния, характеризующаяся тем, что для регулирования тока в обмотках двига телей последовательно с ними включа ются реостаты, на которых в процессе разгона вагона тратится от 40 до 60% электрической энергии, потребляемой от контактной сети. Второй причиной неэффективного расхода электриче ской энергии вагоном является отсут ствие в кабине водителя приборов, по казывающих удельный расход электро энергии. И наконец, методики вожде ния трамвайных вагонов, применяе мые до сих пор, были составлены ещё в начале 60 х годов. Приведённые в них рекомендации для водителей по выбо ру режимов работы тяговых двигателей на сегодняшний день представляются специалистам весьма спорными. Основными путями решения указан ных проблем являются замена реостат но контакторной системы управления тяговыми двигателями на автоматизи рованные импульсные регуляторы, вы полненные на IGBT транзисторах, а также дооснащение вагонов прибора ми, показывающими мгновенное зна чение удельного расхода электриче ской энергии и другие параметры рабо ты тяговых двигателей. Помимо этого необходимым является накопление информации с бортовых измеритель ных устройств и её последующий ана лиз с целью выработки новых рекомен даций по вождению вагона. В настоящей статье описывается бортовая информационно вычисли тельная система, обеспечивающая в режиме реального времени сбор ин формации с датчиков, установленных в вагоне, обработку этой информации, автоматическую запись её в журнал, отображение для водителя наиболее важных параметров работы вагона, а также выполнение функции информи рования пассажиров о маршруте следо вания и остановках. Т РАМВАЙНЫЙ ВАГОН КАК ОБЪЕКТ ИЗМЕРЕНИЙ Начиная с 60 х годов ХХ века полу чили распространение четырёхосные трамвайные вагоны с косвенной сис темой управления током через тяговые двигатели. При косвенном управлении водитель с помощью контроллера не осуществляет коммутацию силовых цепей, а отдаёт команду управляюще му автомату (релейной схеме при рео статно контакторной системе управ ления, электронному регулятору при аналоговой импульсной системе управления, цифровому автомату при цифровой импульсной системе управ ления). В зависимости от позиции контрол лера водителя управляющий автомат либо подключает двигатели к контакт ной сети и регулирует ток в их обмот ках в режиме разгона, либо отключает двигатели в режиме выбега, либо пере водит двигатели в режим генератора при торможении вагона, регулируя ток в обмотках. Так осуществляется регу лирование скорости движения вагона. У вагона 71 605 четыре тяговых дви гателя ДК 259Д последовательного возбуждения с дополнительными шун товыми обмотками подмагничивания главных полюсов. Тяговые двигатели включены последовательно по два дви гателя в одной группе. Обе группы тя говых двигателей включены парал лельно. Наиболее важной информацией, с точки зрения оптимизации работы тя говых двигателей и всего трамвайного вагона, являются значения напряже ния контактной сети, тока в силовых обмотках двигателей, напряжения пи тания обмоток подмагничивания, ско рости вращения якоря (скорости дви жения вагона). На основании этих дан ных могут быть рассчитаны значения мощности, потребляемой двигателями, расхода электрической энергии, удель ного расхода электрической энергии (в киловатт часах на 1 км) и ряда вспо могательных величин. На модернизированном в Бийском трамвайном управлении вагоне 71 605 реостатно контакторная система управ ления заменена электронным тяговым Бортовая информационно вычислительная система для трамвайного вагона Игорь Савин, Ольга Бортникова В статье описывается информационно вычислительная система, обеспечивающая сбор данных от бортовых измерительных устройств, установленных в модернизированном трамвайном вагоне 71 605, обработку этих данных, отображение их в виде виртуальной панели приборов и накопление в файле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy