ЖУРНАЛ СТА 1/2011

Оксана Афанасьева Основные тенденции рынка автоматизации РФ в 2010 году на основе статистики выставок и конференций «ПТА» «Автоматизация PRO» и опросы как основа для ведения статистики рынка ЗАО «ЭКСПОТРОНИКА» более 10 лет объ единяет специалистов в сфере промышлен ной автоматизации, организуя выставки и конференции «Передовые Технологии Ав томатизации. ПТА» в Москве и регионах России, а также на Украине. Каждое меро приятие «ПТА» – это не только место встречи с постоянными и возможными клиентами, но и поле для маркетинговых исследований. ЗАО «ЭКСПОТРОНИКА» организует опро сы экспонентов и посетителей «ПТА» в Моск ве, Санкт Петербурге, Екатеринбурге, Крас ноярске, Новосибирске, Киеве. Всего за 2010 год было опрошено 380 представителей ком паний (не более двух от одной компании). С целью восполнить недостаток актуаль ной информации о рынке автоматизации РФ: структуре, объемах, истории, тенденци ях, персоналиях, – в год 10 летнего юбилея выставки «ПТА» мы систематизировали уже имеющиеся сведения и начали сбор новых данных. Гигантский объём материалов, ко торый был обработан менеджерами ЗАО «ЭКСПОТРОНИКА» в течение 2010 года, вы лился в проект «Автоматизация PRO» на официальном сайте www.pta expo.ru. Про ект включает разделы «Обзоры», «Кто есть кто в автоматизации», «Интервью», «Event маркетинг». К участию в проекте приглашаются все участники рынка автоматизации РФ и Укра ины. Сегодня Вашему вниманию предлагаются основные тенденции рынка промышленной автоматизации РФ, выявленные по резуль татам опросов и в ходе формирования про екта «Автоматизация PRO». Степень открытости игроков рынка Важным параметром для оценки состоя ния рынка является степень открытости иг роков рынка (рис. 1). И если более или менее достоверную ин формацию о продуктах, решениях и про ектах спешат предоставить практически все предприятия, то данные о собственниках компании, дополнительных видах деятель ности и т.д. – около 67%. Сведениями о ру ководителях и специалистах готовы поде литься 49% опрошенных компаний. Только 14% не скрывают коммерческие результа ты. Среди них, как правило, отечественные производители и официальные представи тельства зарубежных фирм. Можно предположить, что причины кро ются как в опасении открыть больше, чем нужно, конкурентам, так и в желании об легчить бремя налоговой нагрузки на предприятие. Отраслевая востребованность продукции и услуг автоматизации Распределение, показанное на рис. 2, от ражает процентное соотношение денежных средств, затрачиваемых предприятиями данных отраслей, на услуги и оборудование по автоматизации. В целом оно соответству ет положению дел на предприятиях разных отраслей РФ, поэтому такая расстановка сил является вполне прогнозируемой. Конкурентная среда Руководители и специалисты оценивают конкуренцию на российском рынке обору дования промышленной автоматизации как очень острую. Это касается даже таких узких сегментов, как метрология. В течение последних нескольких лет кон куренция стала еще ощутимее по следую щим причинам: ● снижение общего объёма рынка и замет ное уменьшение количества «живых» проектов с реальным финансированием; ● выход на рынок азиатских производите лей, предлагающих продукты и решения по более низким ценам; ● выход на рынок ряда крупных иностран ных производителей. Конкуренция не всегда прозрачна и циви лизованна, поскольку применяются запре щённые приемы (откаты, личные связи, «чёрный PR»). По мнению отечественных производителей, на российское оборудова ние незаслуженно навешиваются ярлыки ти па low end, хотя на самом деле это оборудо вание не уступает импортным аналогам. Однако есть и позитивные моменты, на пример, усиливается тенденция соблюде ния крупными заказчиками тендерно кон 98 СТА 1/2011 www.cta.ru ВЫСТАВКИ, СЕМИНАРЫ, КОНФЕРЕНЦИИ Рис. 2. Распределение расходов на оборудование и услуги по автоматизации в разных отраслях промышленности 25% Нефтегазовая и нефтехимическая промышленность 18% Энергетика 15% Машиностроение и приборостроение 8% Военно промышленный комплекс 6% Пищевая промышленность 5% Строительство 5% Химическая промышленность 5% Транспорт 3% Легкая промышленность 3% Деревообработка 2% Сельское хозяйство 2% Аэрокосмическая промышленность 3% Другие отрасли 25% 18% 15% 8% 6% 5% 5% 5% 3% 3% 2% 2% 3% Рис. 1. Готовность предоставить информацию публично 67 14 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 % О продуктах, решениях, проектах О компании О персоналиях (руководителях, специалистах) Коммерческие данные 100 49 © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy