ЖУРНАЛ СТА 3/2011

86 СТА 3/2011 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ www.cta.ru В ВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Первая публикация Д. Кобзаря на «военно-бумажную» тему в электронной отрасли вышла в 2007 году [1]. Через два года в [2] был дан анализ произошедших за это время изменений в соответствую- щей нормативно-правовой базе. Про- должение этих публикаций – в настоя- щем материале. В нём продолжен анализ динамики ранее освещавшихся вопросов за по- следние два года: лицензирование, по- рядок применения в вооружении и воен- ной технике (ВВТ) электронной компо- нентной базы иностранного производ- ства (ЭКБ ИП) и отечественных «граж- данских» изделий, проблемы в системе поставок комплектующих для ВВТ. На- ряду с этим мы попытались разобраться еще в одной сфере – в системе заказов ВВТ в целом, и ЭКБ военного назначе- ния (ВН) в частности (включая вопросы ценообразования). Акцент в статье сей- час сделан именно на этой проблеме. Статья носит обзорно-аналитический характер (приведён обширный ссылоч- ный материал), ориентирована главным образом на административно-управлен- ческий персонал и «бумажных червей», хотя может заинтересовать и «укротите- лей электронов». «Свежему» читателю, дошедшему до этого места и не утратив- шему интерес к дальнейшему чтению, рекомендуем предварительно ознако- миться (хотя бы «по диагонали») с [1, 2]. Если перед вами компьютер, вы можете сделать это прямо сейчас на сайте www.cta.ru или www.dolomant.ru. Попутно отметим, что объективной и доступной информации о том, что про- исходит с обновлением военного ведом- ства, равно как и официальных сведе- ний об изменениях в «военно-электрон- ной» отрасли, крайне мало. Причём происходят эти изменения с феноме- нальной быстротой и высокой степенью непредсказуемости, в условиях практи- чески полной непрозрачности для об- щества. Кроме того, даже официальные источники зачастую содержат недосто- верную или устаревшую информацию. Поэтому авторы не могут ручаться за точность материала, позаимствованного из таких источников. С ИСТЕМА ЗАКАЗОВ Система заказов ВВТ Ей более 300 лет, если считать с Пет- ровского периода. Эволюция системы заказов с раннего постсоветского перио- да до настоящего времени подробно описана в [3]. Ключевая заказывающая структура советского периода – Управление На- чальника вооружения (УНВ) Минобо- роны, и в постсоветский период практи- чески до конца 2008 года сохранялась примерно в первозданном виде. Помимо УНВ заказами ВВТ ведали соответствующие управления в родах и видах Вооруженных Сил (на 1997 год их было 57, на 1999-й – 29, 2004 г. – 20), ко- торые находились в постоянной органи- зационной динамике и каждое из кото- рых занималось заказами «под себя». В ноябре 2008 г. УНВ Директивой Ми- нистра обороны РФ было переформиро- вано в Главное управление вооружения ВС РФ (ГУВ), которое к концу 2010 г. было расформировано вообще. Соответ- ственно из штата МО РФ исчезла долж- ность Начальника вооружения ВС РФ. Зато появилась новая должность – Пер- вый заместитель Министра обороны РФ, которую до апреля 2011 г. занимал Поповкин В.А., курировавший вопросы закупок вооружений. Исчезновение из системы заказов ВВТ УНВ и ключевой должности этой системы – вообще-то беспрецедентное событие на фоне со- ветской и постсоветской её эволюции. Первым же шагом нового министра обороны А.Э. Сердюкова, назначенного на данный пост 15 февраля 2007 года, в сфере закупок ВВТ стало изъятие с нача- ла 2009 года у УНВ и других заказываю- щих управлений МО функций заключе- ния контрактов на поставку ВВТ и пере- дача их новой структуре – управлению госзаказа МО во главе с Маргаритой Андреевой (ранее работала в ФНС Рос- сии). За несколько лет до этого состоялось не менее значимое событие: в 2003 году при МО РФ был образован Государст- венный комитет по оборонному заказу, преобразованный указом Президента РФ от 09.03.2004 в известную сегодня практически всему оборонно-промыш- ленному комплексу (ОПК) Федеральную службу по оборонному заказу (Гособо- ронзаказ) . Основной функцией этого ор- гана была определена контрольно-над- зорная деятельность (по сути – сбор ма- териалов для прокуратуры), а позже – и лицензирование в области ВВТ. Существование в МО РФ многочис- ленных заказчиков приводило к тому, что закупка одноимённых образцов ВВТ различными заказывающими органами производилась по сильно разнящимся ценам, на что обратила внимание реани- мированная весной 2006 г. Военно-про- мышленная комиссия (ВПК) при Прави- тельстве РФ (председатель – С.Б. Ива- нов). Обратила она внимание и на кор- рупцию в сфере гособоронзаказа, уро- вень которой всегда был высоким, но к началу 2007 года превысил все возмож- ные пределы (см., например, [4]), при- чиной этого являлись соблазнительные «деньги внутри армии». В этой связи вы- глядело логичным создание вневедом- ственного, абсолютно «гражданского», единого, мощного заказывающего орга- на ВВТ, который помимо прочего дол- жен был сыграть роль и эффективной антикоррупционной среды между гене- ралами в погонах и «генералами» от ОПК. Этим органом с подачи С.Б. Ива- нова стало Федеральное агентство по по- ставкам вооружений, военной, специ- альной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) , подведомственное Правительству РФ и учреждённое Ука- зом Президента РФ от 05.02.2007 № 119. Военная электроника: сводка с «бумажного» фронта Олег Писаренко, Виктор Бабарыкин, Александр Щеколдин Успехи развития электроники вообще и военной в частности зависят не только от таланта научно-технического персонала и золотых рук производственников этой отрасли. Важны «правила игры», которые им дают или, напротив, отнимают у них свободу в деле созидания, а стало быть, влияют на результат. Статья – об этом. С интервалом в два года она уже третья в данном журнале на одну и ту же тему. © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy