ЖУРНАЛ СТА 3/2011

Однако отобрать деньги у военных не удалось. Рособоронпоставка длительное время оставалась «бумажной» структу- рой. Парадоксально, но вышеупомяну- тый Указ Президента РФ не был выпол- нен: более четырёх лет Рособоронпо- ставка существовала в лице только руко- водителя и пары-тройки сотрудников, зачастую не имеющих даже кабинетов. А тем временем деньги по гособоронза- казу двигались привычным «военным» путём, разворовываясь по дороге на 40–60% [5] (в основном с использовани- ем «откатных» схем) и пополняя попут- но тюрьмы военным чиновничеством [6] (в 2009 году Рособоронпоставка ос- воила только 0,12% годового плана рас- ходов [7]). За невыполнение приказа в военное время расстреливали, в мирное время Президент РФ издал Указ от 14.05.2010 № 589. Что изменилось на бумаге? Рособоронпоставка из ведения Пра- вительства России передана в ведение Минобороны РФ, так что не получилось отлучить МО РФ от денег. Утверждено новое положение об этой структуре, устанавливающее его функции по раз- мещению заказов, заключению, оплате, контролю и учёту выполнения контрак- тов по гособоронзаказу (ГОЗ) почти по всей номенклатуре ВВТ для всех сило- вых ведомств. При этом право подписи государственных контрактов со стороны заказчика предоставлено только первым лицам Минобороны. Предполагается, что функция заключения контрактов плавно перейдет от упоминавшегося вы- ше управления госзаказа МО РФ этой структуре. Что изменилось на деле? На пост руководителя Рособорон- поставки назначена Н.В. Синикова (за- очная выпускница Курского сельскохо- зяйственного института), работавшая ранее в ФНС РФ. Её заместителем был определён генерал-лейтенант О.П. Фро- лов, переведённый сюда с должности начальника Главного управления воору- жения ВС РФ. Официальный сайт ведомства www.rosoboronpostavka.ru с момента его образования и до апреля 2011 г. был практически пустым, но и сегодняшняя его новая версия ясности не добавила, поэтому выяснить какие-либо подроб- ности не получилось. Зато из [8] стало известно, что по итогам 2010 года в этой структуре заполнено 152 «клетки» из 1100 штатных, что эта структура нако- нец-то нормально обустроилась [9], на- чала реальную деятельность по прове- дению конкурсов [10] и что в ней был зафиксирован рекордный в России сре- ди федеральных бюджетников средне- месячный уровень заработной платы – 135 тыс. руб. Мы не сомневаемся, что это сделано исключительно для того, чтобы хотя бы в этом звене системы за- купок ВВТ исключить на корню даже малейшие предпосылки для проявле- ния коррупции. Таким образом, за вре- мя существования указанной структуры в области реализации ГОЗ функции, которые на неё возлагались, были реа- лизованы, мягко говоря, не в полной мере. Сам же ГОЗ в 2009 г. был выполнен на 50%, в 2010 г. – на 30%. На расширенной коллегии Минобороны 18 марта 2011 г. Дмитрий Медведев дал этому макси- мально жёсткую оценку [11]. Естест- венно, МО РФ всё валит на ОПК (они, дескать, обязаны выполнять контракты, но не делают этого, за что подлежат по- мещению в тюрьму), а ОПК – на МО РФ (не платит долги за уже выполнен- ные работы, задерживает заключение контрактов, их оплату, составляет конт- ракты так, что виновными в случае чего оказываются предприятия). Ядром системы заказов ВВТ, по задум- ке её создателей, является внешне стройная конструкция, состоящая из названных выше структур: ВПК разра- батывает и принимает стратегию, Росо- боронпоставка её реализует, а Рособорон- заказ контролирует. В саму же систему заказов входят и другие структуры, ос- новными из которых являются НИУМО (научно-исследовательские учреждения Минобороны), ВП (военные представи- тельства). НИУ МО (в советские време- на их было несколько десятков – цент- ральных и видовых) в ходе приведения ВС РФ к новому облику сегодня суще- ственно ослаблены, хотя они определя- ли, какое оружие в каком количестве нужно стране, и как его создание соот- носится с возможностями промышлен- ности. Что касается ВП , то с Петровских времён военпреды осуществляли надзор за производством и приёмку оружия, от- мечая клеймом годные образцы, а также следили, чтобы не были пропиты выде- ляемые из казны на оружие деньги. Формально они работали на стороне за- казчика, реально же это были полноцен- ные участники создания оружия, имею- щие знания, квалификацию и навыки на уровне конструкторов и инженеров. В со- ветские времена каждый военный заказ- чик имел свой «куст» подчинённых во- енных представительств, численность которых зависела от объёма заказов. Сейчас из подчинения видов и родов войск эти «кусты» переданы под управ- ление единого Управления военных пред- ставительств , образовав один большой «куст». При этом личный состав ВП су- щественно сокращён, сокращено коли- чество и самих ВП. Как отмечается в [12], военному контролю, а соответст- венно, и качеству российского оружия этими факторами нанесён серьёзный ущерб. Нормативно-правовой базой де- ятельности ВП продолжает оставаться устаревшее постановление Правитель- ства РФ от 11.08.1995 № 804. Ранее упомянуты «игроки» команды заказчиков – тех, кто платит. Но в систе- му заказов входит и другая команда – те, кому платят и кто производит необходи- мое стране оружие: предприятия ОПК и государственная система управления ими. Что такое ОПК сегодня – отдель- ная тема (пока в нормативно-правовом плане даже не определено понятие орга- низации, которая может быть отнесена к ОПК). Мы лишь коротко отметим, что со стороны государства деятельность ор- ганизаций ОПК регулирует Минпром- торг РФ (впитавший в себя функции всей бывшей оборонной «девятки») и что, по мнению компетентных экспер- тов, ситуация в ОПК довольно тревож- ная: треть предприятий – фактические банкроты; в последние годы в разработку ВВТ Россия вкладывала в 10 раз меньше, чем развитые страны; более двух третей технологий физически и морально уста- рели; многие технологии (их порядка 300 [13]) за 15 последних лет утрачены; более половины технологического оборудова- ния изношено полностью, наблюдается устойчивый кадровый голод. ОПК так и не смог оправиться после развала СССР. В связи с этим есть обоснованные со- мнения в том, потянет ли такая наша оборонка запланированные темпы пере- вооружения армии. А они беспрецедентные: новая госу- дарственная программа вооружения (ГПВ) на 2011–2020 гг. предусматривает закупку вооружений на сумму более 20 трлн рублей (это в 3 раза больше пре- дыдущей ГПВ) с целью довести долю со- временных образцов ВВТ в войсках к 2020 году до 70% (в 2010 году она состав- ляла 10%). Даже если эти деньги наше го- сударство действительно выделит на за- купку ВВТ, сможет ли ОПК их не просто «освоить», а и выдать «на-гора» всё, что предусмотрено ГПВ-2020 (предыдущие ГПВ, которых в истории нашей страны было три, выполнены не были)? Одно- значный ответ на этот вопрос на расши- ренной коллегии МО РФ дал Д.А.Медве- дев – не сможет [11]. Это подтверждают и сами промышленники, в связи с чем разработана параллельная Федеральная программа «Развитие ОПК России на период до 2020 года» [11], которая на мо- мент написания настоящей статьи при- нята ещё не была, и, соответственно, фи- нансирование её ещё не началось [14]. Здесь дан укрупнённый портрет участ- ников системы заказов финальных си- стем, комплексов и образцов ВВТ, нахо- дящейся в постоянной динамике. А кто и как заказывал электролампы для ра- ций вчера, и кто и как заказывает мик- росхемы для ракет сегодня – то, что на- зывают электронной компонентной ба- зой военного назначения (ЭКБ ВН)? С ИСТЕМА ЗАКАЗОВ ЭКБ ВН Военную электронику всегда заказы- вали военные. НИР, ОКР по созданию ЭКБ ВН, её закупка для эксплуатации и ремонта ВВТ всегда осуществлялись по договорам с Минобороны. Как вдруг… Однако немного истории. Военное ведомство придавало на- столько большое значение электронике, что в своей структуре с давних времён имело специальную должность замести- теля Министра обороны по радиоэлектро- нике . Заказывающей структурой было 5 Главное управление Министерства Воору- жения СССР (в/ч 25580), созданное еще в 1949 г. В 1974 году из состава этого управления выделилась новая струк- С Т АНДА Р Т ИЗАЦИЯ И С Е Р Т ИФИКАЦИЯ 87 СТА 3/2011 www.cta.ru © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy