ЖУРНАЛ СТА 2/2012

38 СТА 2/2012 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА www.cta.ru И СТОРИЯ ВОПРОСА В настоящее время на действующих энергоблоках АЭС, построенных при- мерно 30 лет назад, в штатном порядке проводятся мероприятия по продле- нию их сроков эксплуатации. Эти ме- роприятия должны включать в себя ремонт, замену и модернизацию всего основного оборудования АЭС. В дан- ной статье рассказывается об опыте работ ЗАО «Московское техническое бюро» (МТБ) по модернизации систем управления (СУ) специальных мосто- вых кранов кругового действия (МККД, или полярные краны) 400/80/2x10/8 т, установленных в реак- торных отделениях 1-го и 2-го энерго- блоков Калининской АЭС (КАЭС). Краны изготовлены в 1978 году заво- дом «Литострой» (в настоящее время Litostroj Power d.o.o., Словения) и введе- ны в эксплуатацию на 1-м и 2-м блоках КАЭС соответственно в 1982 и 1985 го- дах. Установленный изготовителем срок службы кранов – 30 лет. В 2007 году МТБ провело обследова- ние и анализ систем управления этих кранов, которые показали необходи- мость замены СУ вследствие значи- тельного эксплуатационного износа, отсутствия ЗИП, а также несоответст- вия СУ требованиям нормативной до- кументации РФ, вступившей в силу в период эксплуатации кранов. По ре- зультатам обследования разработана программа ремонтно-профилактиче- ских работ и модернизации СУ МККД 1-го и 2-го блоков КАЭС для обеспече- ния их дальнейшей безотказной рабо- ты. Данная программа послужила осно- вой для технического задания на рас- сматриваемый проект. В период с 2004 по 2009 годы МТБ был разработан ряд систем и приборов безопасности для АЭС: система блоки- ровок ограничительного контроля кру- говых кранов (СБОКК, установлена в 2004 году на МККД 1-го и 2-го блоков КАЭС), системы контроля грузоподъ- ёмности и параметров работы крана (СКГ, СКП), переносной пульт управ- ления (ППУ) для МККД, лазерная сис- тема позиционирования (ЛСП, уста- новлена на МККД 4-го блока КАЭС). В ходе этих разработок были апробиро- ваны некоторые частные технические решения, которые использовались, в том числе, в рассматриваемом проекте. Для лучшего понимания сути и осо- бенностей проекта приведём краткое описание объекта работ (до модерни- зации). О ПИСАНИЕ ОБЪЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ Конструктивно основой МККД яв- ляется мост, опирающийся подвижны- ми опорами на рельсовый путь, прохо- дящий по стенам гермообъёма. Мост может поворачиваться относительно своей оси в пределах 0…370 град. По общему рельсовому пути, расположен- ному на верхнем поясе главных балок моста, перемещаются две грузовые тележки – главного и вспомогательно- го подъёмов. На тележке главного подъ- ёма смонтированы силовые механизмы подъёма грузоподъёмностью 400 т и не- подвижной электротали грузоподъём- ностью 10 т, на тележке вспомогатель- ного подъёма – силовой механизм подъёма грузоподъёмностью 80 т. В середине моста через обе главные балки установлена вертикальная П-образная конструкция (портал) с подвижной электроталью грузоподъём- ностью 10 т. Ещё одна подвижная элек- троталь грузоподъёмностью 8 т уста- новлена на монорельсе, закреплённом под одной из главных балок моста. Главный подъём оборудован грузоза- хватным механизмом (вилкой), имею- щим электропривод вращения относи- тельно вертикальной оси и электропри- вод запирающего пальца (для фикса- ции груза – крюка, траверсы). Электродвигатели механизмов подъ- ёма, перемещения тележек и моста крана – трёхфазные, асинхронные, закрытой конструкции, с фазным рото- ром, кранового типа. Каждый меха- низм реверсивный, имеет четырёхсту- пенчатое управление скоростями. При- воды маслонасосов и механизмов вил- ки главного подъёма – трёхфазные, ко- роткозамкнутые, закрытой конструк- ции. У электроталей асинхронный ко- роткозамкнутый привод с двумя нере- гулируемыми двигателями большой и малой скорости. Система управления является релей- но-контакторной и включает в свой состав электромашинный преобразова- тель низкой частоты (6 Гц). Управление механизмами крана осуществляется с основного пульта, установленного в ка- бине машиниста крана в реакторном Модернизация систем управления мостовых кранов кругового действия на АЭС Эдуард Геча, Владислав Потеенко, Алексей Осипов, Михаил Щетинин, Аркадий Хлапов В статье рассматриваются особенности выполнения проекта по модернизации релейно-контакторных систем управления на действующих полярных кранах реакторных отделений АЭС. Одной из отличительных черт проекта, определяющей схемотехнические решения, выбор комплектующих и методологию проведения работ, является расположение шкафов управления в гермообъёме. © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy