ЖУРНАЛ СТА 2/2012

отделении (РО), кроме тали 10 т на пор- тале, которая управляется с моста кра- на. Шкафы системы управления разме- щены на одной из главных балок моста вдоль рельсового пути. З АДАЧИ И АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Перед разработчиком стояла следую- щая главная задача: спроектировать, изготовить и ввести в эксплуатацию новую систему управления полярным краном, которая должна обеспечить выполнение как основных функций управления краном с основного пульта машиниста, то есть функций старой СУ, так и дополнительных функций, направленных на обеспечение соответ- ствия требованиям вновь вышедших нормативных документов в области использования атомной энергии, рас- ширение функциональных возможно- стей и повышение безопасности персо- нала (ограничение грузоподъёмности, автоматическое наведение, диагности- ка, регистрация параметров работы крана, управление с переносного пуль- та и пр.). Следует подчеркнуть, что ряд осо- бенностей (требований) проекта при- давал данной модернизации в значи- тельной степени уникальный характер. К этому ряду, прежде всего, надо при- числить требование ввода в работу новой СУ только в период плановых ремонтов блоков , которые проводятся один раз в год, на действующем кране в режиме поэтапной замены старой системы с сохранением в течение всего времени модернизации возможности выполнения краном всех основных транспортно-технологических опера- ций. Другой специфической особен- ностью являлось расположение шка- фов управления электроприводов (ШУЭП) непосредственно на мосту крана в РО энергоблока (в отличие от строящихся в настоящее время энерго- блоков, где ШУЭП расположены в отдельном электропомещении вне гер- мозоны). Основные возможные варианты модернизации СУ МККД, направлен- ные на решение указанных задач, пред- ставлены в табл. 1. Вариант 1 – с выводом шкафов СУ из гермозоны в отдельное электропоме- щение, несмотря на очевидные пре- имущества, связанные с возможностью использования статических преобразо- вателей частоты, не мог быть реализо- ван в силу экономических и организа- ционных причин. Для реализации проекта был взят за основу вариант 2 – без вывода шкафов СУ из гермозоны, в рамках которого для достижения компромисса между надёжностью и функциональностью было выбрано техническое решение, разделяющее СУ крана на две системы: основную (релейно-контакторную), осуществляющую основные функции управления краном, и дополнительную («электронную»), выполняющую сер- висно-информационные функции. Данный вариант является наиболее надёжным и требующим наименьшего количества времени и средств для про- ведения работ. Надёжность обеспечи- вается, в первую очередь, простотой и надёжностью релейно-контакторного управления, что доказано более чем 20-летним опытом эксплуатации в условиях РО, высокой ремонтопригод- ностью, а также преемственностью по отношению к существующему исполь- зуемому оборудованию. Применение «электроники» в дополнительной сис- теме, не влияющей в случае её возмож- ного отказа на основную, позволяет решать все требуемые вспомогательные задачи. При этом элементная база дополнительной системы также выбра- на с учётом требований по эксплуата- ции в РО. С ОСТАВ , НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ СУ МККД И ЕЁ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ Модернизированная система управ- ления МККД должна выполнять: ● функцию управления механизмами крана (электродвигателями и тормоз- СИС Т ЕМНА Я ИН Т Е Г Р АЦИЯ / А ТОМНА Я ЭН Е Р Г Е Т ИКА 39 СТА 2/2012 www.cta.ru Таблица 1 Варианты модернизации СУ МККД № ВАРИАНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕИМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ (ТРУДНОСТИ) 1 С выводом шкафов СУ из гермозоны в отдельное помещение Возможность широкого использования электронной техники, в частности, статических преобразователей частоты Наибольшая стоимость и время проведения работ в связи с необходимостью приобретения и монтажа проходок, полной замены всего комплекта кабелей, выделения нового отдельного помещения, замены приводных электродвигателей, предназначенных для работы только с электромашинным преобразо- вателем; невозможность поэтапной замены СУ 2 Без вывода шкафов СУ из гермозоны Возможность поэтапной замены СУ. Наименьшие сроки и стоимость работ Необходимость обеспечения стойкости оборудования к внешним воздействующим факторам (температуре, давлению, ионизирующему излучению, вибрационно-сейсмическим нагрузкам), соответствующим условиям эксплуатации в РО (например, температура в РО в расчётном режиме «малой течи» может превышать 90°С) Таблица 2 Состав СУ МККД и назначение её компонентов № КОМПОНЕНТЫ СУ МККД НАЗНАЧЕНИЕ (ФУНКЦИИ) 1 Шкафы управления электроприводов (ШУЭП) Основные функции: управление механизмами крана, защитное отключение, основные блокировки (от штатных концевых выключателей) 2 Система контроля, блокировок и наведения (СКБН) 1. Позиционирование механизмов крана с выводом на основной или переносной пульт управления информации об угловом положении моста и линейном положении задействованного механизма подъёма на мосту 2. «Зонный» контроль за механизмами подъёма (запрет провоза грузов над зонами обслуживания реактора и бассейнами выдержки и перегрузки топлива, перевод на пониженную скорость при приближении к запретной зоне и пр. – функции СБОКК) 3. Автоматическое наведение крюков тележек 400 и 80 т, тали 10 т на заданные цели 4. Визуализация работы и положения механизмов подъёма 5. Обеспечение других подсистем СУ информацией о пространственном положении крюка и нагрузке на нём, в том числе считывание и трансляция информации с системы контроля грузоподъёмности 6. Диагностика работы СУ 3 Система контроля грузоподъёмности и регистрации пара- метров работы крана (СКГ) 1. Ограничение грузоподъёмности механизмов подъёма, предельной скорости спуска для главного подъёма, функции вторых верхних и нижних концевых выключателей 2. Формирование и передача на основной или переносной пульт управления (через СКБН) информации о высоте крюка и нагрузке на нём 3. Регистрация параметров работы крана 4 Основной пульт управ- ления (ОПУ) 1. Управление механизмами крана и СКБН 2. Индикация блокировок (звуковая и световая) 3. Визуализация работы механизмов подъёма 4. Обеспечение системных интерфейсов СУ МККД 5 Переносной пульт управления (ППУ) © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy