ЖУРНАЛ СТА 2/2012

ными устройствами) с основного и переносного пультов; ● функцию защитного отключения и блокировок; ● функцию автоматического наведе- ния крюка на заданные цели; ● функцию контроля грузоподъёмно- сти; ● функцию диагностики; ● информационную функцию, в том числе индикацию блокировок и реги- страцию параметров работы крана. Состав СУ МККД и назначение её отдельных компонентов условно пред- ставлены в табл. 2. А РХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МККД Общая структурная схема СУ МККД представлена на рис. 1. Система управления подразделяется на основную (1-го уровня), реализую- щую основные функции по управле- нию механизмами крана с джойстиков и кнопок пульта управления, и допол- нительную (2-го уровня), выполняю- щую вспомогательные сервисно-ин- формационные функции. Схемотехни- ческое решение СУ обеспечивает рабо- тоспособность основной системы управления в случае выхода из строя или отключения компонентов системы 2-го уровня. Основная СУ построена на релейно- контакторном принципе, что является основным фактором, обеспечивающим СУ, – собственной разработки. Оно реализовано для работы на низком уровне, вследствие чего применение ПО сторонних производителей не тре- бовалось (за исключением набора биб- лиотек ввода-вывода для ПЛК ADAM- 5510). ПО разработано на языках С, С++ и ASM. Первичная загрузка ПО выполняется ОС ROM-DOS, постав- ляемой вместе с аппаратурой. В про- цессе выполнения алгоритмов СУ функции ОС не используются. Такое построение ПО обусловлено необходи- мостью обеспечения открытости всего исполняемого кода, а также возможно- сти верификации и валидации ПО. Все подсистемы СУ МККД и их составные части также являются объ- ектами собственной разработки и про- изводства МТБ. В табл. 3 представлен перечень ос- новных комплектующих изделий, ис- пользованных в проекте. Помимо них в устройствах собственного изготовле- ния нашли применение изделия Atmel, Maxim, Analog Devices, Texas Instru- ments, National Semiconductors, Altera, Fairchild, Amphenol. Ф УНКЦИОНИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МККД Штатное управление краном после модернизации может осуществляться как с основного пульта, так и с пере- носного. Необходимость управления с ППУ возникает при проведении неко- торых транспортно-технологических операций при капитальных ремонтах энергоблоков. При этом ППУ (рис. 3, 4) устанавливают на расстоянии до 70 м от кабины машиниста крана и подклю- чают к системе управления посред- ством кабеля через шкаф сопряжения с СУ МККД (ШССУ). В целях исключе- ния нештатных ситуаций аппаратно реализована возможность управления краном единовременно только с одного пульта (ОПУ или ППУ). Органы управления и индикации на обоих пультах идентичны. На горизон- тальной панели расположены органы основного управления (1-го уровня): командоаппараты (джойстики), ключ- марка, кнопки включения-выключе- ния крана, выбора механизма подъёма и пр., а также кнопки управления СКБН. Управление перемещением всех механизмов крана (за исключени- ем пальца вилки) осуществляется по- средством двух джойстиков, каждый из которых является 4-позиционным, в 40 СТА 2/2012 СИС Т ЕМНА Я ИН Т Е Г Р АЦИЯ / А ТОМНА Я ЭН Е Р Г Е Т ИКА www.cta.ru надёжность управления краном. Ко- личество, состав и размещение шкафов управления на мосту крана были опре- делены таким образом, чтобы обеспе- чить возможность поэтапной замены старых шкафов управления на новые с минимальными затратами времени на это. Дополнительные подсистемы СУ крана 2-го уровня построены на базе типовых электронных модулей, в том числе собственной разработки. Часть дополнительного оборудования уста- новлена наверху – в шкафах управле- ния на мосту крана, часть – внизу, в кабине машиниста, в том числе в пуль- те управления краном. Схема размеще- ния дополнительного оборудования, установленного в ШУЭП на мосту крана, показана на рис. 2. Взаимо- действие дополнительных подсистем с основной СУ реализовано через дис- кретные сигналы с гальванической раз- вязкой. Обмен данными между допол- нительными подсистемами осуществ- ляется через независимые последова- тельные каналы с фиксированными временны ' ми характеристиками. Все датчики, входящие в состав СУ, обору- дованы устройствами сопряжения для обеспечения единого интерфейса. Т ЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА Всё программное обеспечение (ПО), реализующее процедуры и алгоритмы Основная система управления (1 й уровень) Концевые выключатели Роторные сопротивления Основной пульт управления краном (ОПУ) Шкафы управления электроприводов (ШУЭП) Управление краном от ОПУ и индикация блокировок ЭД Блокировки Блокировки Вес Информация о положении крюка и весе Информация об отказах Индикация состояния и отчёты СД Управление краном от ППУ и СН и индикация блокировок Управление краном от системы наведения Управление краном и индикация блокировок Высота Контроллер СБОКК Локальные контроллеры диагностики Регистратор параметров работы крана Блок сопряжения с СУ крана Переносной пульт управления краном Центральный контроллер диагностики и наведения Датчики СКГ Блок управления СКГ Датчики СКБН ЭМП Дополнительные системы управления (2 й уровень) Условные обозначения: ЭД – электродвигатель; ЭМП – электромашинный преобразователь; СН – система автоматического наведения; СД – система диагностики работы оборудования. Рис. 1. Структурная схема СУ МККД © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy