ЖУРНАЛ СТА 3/2012

40 СТА 3/2012 CИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru Система управления движением локомотивов с использованием ГЛОНАСС/GPS Илья Гундаев, Андрей Батраков Рассматривается система точного определения местоположения локомотивов с использованием спутниковой радионавигации ГЛОНАСС/GPS, разработанная в ОАО«МКБ Компас» в рамкахФедеральной целевой программы «Глобальная навигационная спутниковая система». Система может быть использована как на магистральном железнодорожном транспортеОАО«РЖД», так и на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта, имеющих свой локомотивный парк и путевую инфраструктуру. О БЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА НА ОСНОВЕ ГЛОБАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГЛОНАСС И GPS Системы мониторинга транспортных средств с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS на протяже- нии ряда лет активно применяются для решения задач контроля и управления парками автомобильного транспорта и спецтехники. В ходе развития эти систе- мы постепенно наращивали свой функ- ционал: появились функции контроля расхода топлива, функции контроля уз- лов и агрегатов транспортных средств и рабочих органов спецтехники, функции видеорегистрации и др., обеспечиваю- щие практически полный контроль ис- пользования автомобильных транспорт- ных средств. Однако на железнодорож- ном транспорте системы диспетчерско- го управления и контроля эффективно- сти использования локомотивного пар- ка на основе ГЛОНАСС/GPS-техноло- гий не нашли широкого применения, хотя функции контроля расхода топли- ва, а также состояния узлов и агрегатов локомотивов уже используются. Разра- ботаны также различные системы ма- невровой (МАЛС) и горочной (ГАЛС Р) локомотивной сигнализации, а также система КЛУБ-У, которые используют в своём составе аппаратуру ГНСС. Ос- новная причина такого положения – недостаточная для контроля и управле- ния движением локомотивов на стан- циях точность определения местополо- жения. Дело в том, что приёмники ра- дионавигационных сигналов (ПРНС) ГЛОНАСС/GPS, представленные на рынке навигационных средств и являю- щиеся основой любого бортового нави- гационного оборудования, будь то тре- керы, навигаторы, регистраторы и пр., обеспечивают точность определения местоположения порядка 10–15 м. В аб- солютном режиме определения место- положения по данным ГНСС такая точ- ность является предельной. То есть ес- ли для определения местоположения по ГНСС использовать только один ПРНС, как это делается в системах мо- ниторинга автотранспорта, то получить точность более 10 метров с доверитель- ной вероятностью более 0,6 невозмож- но. Для повышения точности определе- ния местоположения, а для железнодо- рожного транспорта это 10–15 м на пе- регонах и 1 м на станциях, необходимо использовать относительный, или, как его называют в геодезии, дифференци- альный режим, предполагающий ис- пользование нескольких ПРНС. О БЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ В течение ряда лет в рамках Феде- ральной целевой программы «Глобаль- ная навигационная спутниковая систе- ма» специалисты ОАО «МКБ «Компас» разрабатывали систему точного опреде- ления местоположения локомотивов с использованием спутниковых радиона- вигационных систем ГЛОНАСС/ GPS (далее – система). Система по-своему уникальна и не имеет аналогов в России и СНГ. Структура системы построена таким образом, что позволяет исполь- зовать её как на магистральном желез- нодорожном транспорте ОАО «РЖД», так и на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта, имею- щих свой локомотивный парк и путе- вую инфраструктуру, обслуживающих различные производственные комплек- сы добывающей, металлургической, хи- мической и иных отраслей промыш- ленности. В настоящее время система находится в режиме опытной эксплуа- тации на опытном полигоне Красно- ярского транспортного узла. Система представляет собой высоко- технологичный аппаратно-программ- ный комплекс, предназначенный для оперативного обеспечения в режиме реального времени систем управления движением на железнодорожном транспорте, а также других железнодо- рожных АСУ и ГИС (геоинформа- ционных систем) информацией о ме- стонахождении, скорости и направле- нии движения локомотивов с исполь- зованием систем ГЛОНАСС/GPS. Она © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy