ЖУРНАЛ СТА 3/2012

обеспечивает диспетчерский персонал и смежные системы информацией о номере пути следования, местополо- жении на пути в железнодорожной си- стеме координат, скорости и направле- нии движения локомотива с точ- ностью, достаточной для решения за- дач управления движением. В качестве смежных систем могут быть использо- ваны автоматизированные системы управления работой станций, автома- тизированные системы контроля рас- хода топлива, автоматизированные си- стемы контроля сроков проведения технического обслуживания и плано- вых ремонтов локомотивов, автомати- зированные системы контроля исполь- зования локомотивов на предприятиях контрагентов и многие другие АСУ и ГИС, которым необходима в режиме реального времени точная информа- ция о местоположении, направлении и скорости движения локомотивов. В настоящее время ОАО «МКБ «Ком- пас» проводит работы по интеграции разработанной системы с хорошо из- вестными и зарекомендовавшими себя на рынке автоматизированной систе- мой управления станциями «АСУ СТ», разработанной НТЦ «Транссистемо- техника», и аппаратурой системы FAS компании Omnicomm. Система создавалась с целью реше- ния следующих наиболее значимых для железнодорожного транспорта за- дач: ● повышение безопасности движения на железнодорожном транспорте; ● обеспечение автоматического опре- деления местоположения, направле- ния и скорости движения локомоти- вов в режиме реального времени на цифровой карте путевого развития станций и перегонов; ● обеспечение управления движением локомотивов на малодеятельных ли- ниях и станциях, не оборудованных средствами сигнализации, централи- зации и блокировки (СЦБ); ● снижение затрат, связанных с содер- жанием и эксплуатацией подвижно- го состава, за счёт повышения эф- фективности использования локо- мотивного парка, сокращения холо- стых пробегов локомотивов, контро- ля за расходом топлива; ● автоматизация и повышение каче- ства процессов управления движени- ем и сокращение влияния человече- ского фактора; ● снижение затрат на выполнение ма- невровых работ на станциях. Ф УНКЦИИ СИСТЕМЫ Функциональные возможности си- стемы в сочетании с возможностями смежных систем позволяют полностью автоматизировать управление поездной и маневровой работой на железнодо- рожном транспорте, а также обеспечить автоматизированный дистанционный контроль за расходом топлива и пара- метрами работы локомотивов. Основ- ные функции, которые может выпол- нять система, в сочетании с упомяну- тыми системами контроля топлива и управления работой станции, представ- лены далее. ● Определение местоположения с точ- ностью до 1 м, направления и скоро- сти движения локомотивов с точ- ностью 0,05 м/с в режиме реального времени в одноосной системе коор- динат (километр, пикет, плюс), при- нятой на железнодорожном транс- порте, и отображение текущего ме- стоположения на цифровой карте пу- тевого развития на экране ЭВМ дис- петчерского персонала. ● Воспроизведение трека траектории движения локомотива за требуемый период времени до 3 лет. ● Отображение и запись в архив собы- тий (время начала и конца простоев, время выхода и возвращения в депо, время нахождения на путях контр- агентов, время включения и вы- ключения силовой установки, время и места ухода и возвращения на пути объекта железнодорожного транс- порта и др.). ● Автоматическое формирование отчё- тов о работе локомотива и локомо- тивных бригад, в том числе о времени работы силовой установки локомо- тива, расходе топлива (при интегра- ции с системами контроля расхода топлива компании Omnicomm), про- стоях в рабочем и нерабочем состоя- ниях, пробеге с момента последнего ремонта или технического обслужи- вания, времени нахождения на путях контрагентов, соблюдении предпи- санного скоростного режима, испол- ненном графике движения, переводе локомотива в нерабочее состояние и обратно, проведении отцепок (при- цепок) локомотивов от поездов, сме- не локомотивной бригады и др. ● Автоматизация основных операций с поездами (при интеграции с систе- мой «АСУ СТ» компании НТЦ «Транссистемотехника»), в том чис- ле учёта прибытия поездов на стан- ции, подготовки документов на при- бывшие и сформированные поезда, контроля накопления вагонов в сор- тировочном парке и расчёта завер- шения образования поезда в соот- ветствии с нормативами, контроля операций по обмену вагонами с подъездными путями контрагентов, контроля дислокации вагонов на подъездных путях предприятия, ве- дения вагонной модели района управления и др. С ОСТАВ И ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ Система состоит из двух основных частей: бортовой аппаратуры, которая устанавливается непосредственно на локомотив, и постовой аппаратуры. Блок бортовой аппаратуры построен на основе операционной системы ре- ального времени (ОС РВ) QNX Neutrino и вычислительного модуля FASTWEL CPC304, выполненного в форм-факто- ре PC/104. Выбор в качестве вычисли- тельного ядра модуля FASTWEL СРС304 объясняется оптимальным со- отношением производительности и це- ны, широким температурным диапазо- ном эксплуатации, а также поддержкой операционной системы QNX. К до- стоинствам данного модуля можно до- полнительно отнести пассивное охлаж- дение, наличие интерфейсов RS-232 и RS-485, а также разъёма для подключе- ния CompactFlash-карт. Вычислительный модуль является яд- ром блока бортовой аппаратуры, в со- став которой также входят: ● блок питания; ● плата расширения COM-портов; ● плата коммутации с установленными ПРНС, к которой подключается устойчивый к внешним воздействиям защищённый электронный ключ, вы- полняющий функции идентифика- ции машиниста и функции регистра- ции информации; ● GSM-модем. Состав и структура бортовой аппара- туры показаны на рис. 1. Как видно на рис. 2, блок бортовой аппаратуры собран в виде «сэндвича» плат форм-фактора PC/104. Постовая аппаратура системы со- стоит из следующих компонентов: ● QNX-сервер системы; ● ЭВМ диспетчера; ● блоки аппаратуры удалённых постов. Структура комплекса постовой аппа- ратуры системы представлена на рис. 3. Система работает в соответствии с из- ложенными далее пунктами. СИС Т ЕМНА Я ИН Т Е Г РАЦИЯ / ЖЕ Л Е ЗНОДОРОЖНЫЙ Т РАНСПОР Т 41 СТА 3/2012 www.cta.ru © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy