ЖУРНАЛ СТА 3/2015

связи RS-485 и обменивается данными по протоколу Modbus RTU. Для отра- ботки гетерогенных систем с конверта- цией среды передачи данных на испы- тательном комплексе устанавливается шлюз Modbus TCP–Modbus RTU. Для имитации датчиков, исполни- тельных механизмов, проверки обрат- ной связи с устройствами, моделирова- ния работы системы диагностики шка- фа используются автоматы питания с дополнительными контактами, имита- тор дискретных сигналов, контакторы, реле и предохранители. В составе ком- плекса также присутствует задатчик унифицированного токового сигнала, датчики температуры и влажности. П РИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ ГЛУБОКОЙ ДИАГНОСТИКИ Одной из задач, стоявшей перед со- трудниками «ЛАЙТОН», было обес- печение возможности тестирования и отладки программно-технических ре- шений, связанных с реализацией систе- мы глубокой диагностики оборудова- ния АСДУ метрополитена. Диагностика исполнительных уст- ройств и систем автоматики – это не- обходимая часть технологического про- цесса, без которой невозможна безава- рийная эксплуатация технических си- стем. Существует два направления раз- вития диагностирования: первое – раз- витие автоматических систем безопас- ного управления, второе – совершен- ствование процессов обслуживания и ремонта. Первое направление ориенти- ровано на измерение и анализ проте- кающих в объектах рабочих процессов, решения должны приниматься за доли секунды и без участия человека. Второе направление – превентивная (глубокая) диагностика – используется для плани- рования работ по обслуживанию и ре- монту «по состоянию». В технической литературе под глубо- кой диагностикой в основном понима- ется диагностика дефектов оборудова- ния с целью прогнозирования развития дефектов и планирования ремонтных работ. Специалисты компании при реа- лизации систем с глубокой диагности- кой, в первую очередь, акцентируют внимание на формировании детальной информации о неисправном элементе автоматической системы управления с целью адекватной, а главное, оператив- ной реакции на аварийные ситуации. В большинстве существующих сего- дня систем диспетчеризации до сих пор практикуется сужение аварийной ин- формации до одного-двух сигналов, смысл которых сводится к следующему: на объекте управления случилась ава- рия. После получения такого сигнала диспетчер отдаёт указания о проведении ремонтных работ, и ремонтный персо- нал выезжает на объект. Объём ремонт- ных работ, необходимый набор инстру- ментов, запасные части и принадлежно- сти (ЗИП), документация выясняются уже после прибытия ремонтной брига- ды. Вдобавок из-за сложности совре- менного высокоинтеллектуального обо- рудования поиск неисправности невоз- можен без применения специальных программных средств, уникальных для каждого производителя оборудования. Таким образом, из-за отсутствия полной информации ремонтный персонал от- правляется на объект недостаточно под- готовленным, практически всегда со- вершает повторные выезды, оперирует множеством программных средств и тратит много времени на поиск причин неисправности. Всё это приводит к временныˆ м и финансовым затратам. Ещё один аргумент в пользу глубокой диагностики – контроль за выполнени- ем ремонтных работ. Глубокая диагно- стика за счёт детализации диагностиче- ской информации позволяет увидеть, что неисправный элемент действитель- но заменён, а не поставлена перемыч- ка, блокирующая обобщённый аварий- ный сигнал. Указанные проблемы были учтены специалистами «ЛАЙТОН» при разра- ботке системы глубокой диагностики и проработаны в рамках исследователь- ского комплекса. Результатом стало по- явление на АРМ оператора мнемосхем глубокой диагностики. На (рис. 5) пред- ставлена мнемосхема диагностики шка- фа автоматики, на которой показаны все элементы шкафа, позволяющие по- лучить диагностическую информацию. Для облегчения восприятия элементы автоматики нарисованы детально, все индикаторы, имитирующие светодиоды на оборудовании, положения автома- тов, сопоставлены соответствующим переменным, получаемым с ПЛК. Такая мнемосхема позволяет получить не только представление о составе обору- дования шкафа, но и подробную ин- формацию о состоянии всех его элемен- тов. В случае возникновения аварии элемент, сформировавший аварийный сигнал, выделяется красной рамкой. Это распространённая практика для мнемосхем технологических процессов, однако выделение рамкой на мнемосхе- ме отдельного модуля ПЛК и его канала 54 СТА 3/2015 РАЗ РА БОТ КИ / ЖЕ Л Е ЗНОДОРОЖНЫЙ Т РАНСПОР Т www.cta.ru Рис. 5. Мнемосхема диагностики шкафа автоматики Рис. 6. Мнемосхема диагностики сети Ethernet

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy