ЖУРНАЛ СТА 3/2019

К третьей группе картографических систем относятся РКДС (Raster Chart Display System, RCDS) – растровые кар- тографические дисплейные системы. РКДС представляют собой растровые навигационные карты, получаемые пу- тём сканирования обычных бумажных навигационных карт, в совокупности со средствами электронного позициони- рования. Отсканированные файлы с матрицами пикселей различного цвета и плотности привязываются к соответ- ствующему референц-эллипсоиду (при- ближение формы поверхности Земли – геоида – эллипсоидом вращения, ис- пользуемое для нужд геодезии на неко- тором участке земной поверхности [3]) для возможности определения про- граммным обеспечением координат объектов на изображении карты. Фай- лы дополняются метаданными. На собрании рабочей группы NAV-54 в 2008 году Международная морская организация приняла решение об обязательном оборудовании системой ЭКНИС всех судов свыше 3000 регист- ровых тонн (мера объёма при измерении вместимости торговых судов, равная 2,83 м 3 [4]), для пассажирских судов – свыше 500 регистровых тонн, с перио- дом перехода на неё до июля 2018 года. Продолжим рассмотрение ЭКНИС как наиболее функциональной системы. В ЫПОЛНЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОКЛАДКИ МАРШРУТА Нетипичным ранее для средств карто- графии является возможность оценки ЭКНИС навигационной безопасности плавания. В отличие от традиционных методов прокладки предварительных маршрутов электронные методы имеют расширенные возможности и позволяют создавать маршрут разными способами: ● графически с использованием встроен- ного редактора. Это метод поэтапной прокладки по участкам карты от точ- ки отхода до точки назначения с ви- зуальным анализом глубин, опасно- стей, систем разделения движения и рекомендованных путей на карте; ● с использованием стандартизованной процедуры заполнения таблицы маршрута. Данные для таблицы могут заполняться из внешних рекомендо- ванных источников при условии дальнейшего визуального отображе- ния в графическом виде для контро- ля возможных ошибок; ● методом последовательного переноса поворотных точек с ранее созданного маршрута на бумажной карте с помо- щью дигитайзера. Этот метод обычно применяется на судах, где уже име- ется отработанный маршрут на бу- мажной карте; ● загрузкой полученного по каналам электронной связи файла маршрута; ● созданием маршрута с помощью про- граммных средств работы с базами данных по системам разделения дви- жения, рекомендованным маршру- там, запретным районам и т.д. Для каждого участка маршрута опре- деляется безопасный коридор, выход за пределы которого возможен только в случаях возникновения нештатных си- туаций, требующих принятия решения для такого манёвра. После создания и сохранения марш- рута желательна его проверка средства- ми ЭКНИС на возможные ошибки. Та- кая процедура проводится встроенным редактором проверки благодаря ис- пользованию в системе векторных карт. В отличие от растровых карт, представ- ляющих собой лишь визуально воспри- нимаемый набор пикселей, векторные карты являются совокупностью прямых и изогнутых линий, имеющих коорди- наты и математическое описание, а зна- чит, поддающихся анализу. Основная проверка проводится на предмет поиска опасностей в зафикси- рованном безопасном коридоре, поэто- му наиболее важно определение шири- ны этого коридора на всех участках маршрута. Судоводитель после провер- ки удостоверяется, что найденные ре- дактором возможные ошибки в действи- тельности не представляют опасности. Н АВИГАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ В процессе плавания в режиме мони- торинга ЭКНИС может автоматически информировать о приближении к пово- ротным точкам загруженного реально- го маршрута и выдавать рекомендации по дальнейшему пути следования. Та- кие данные доступны без ввода какой- либо информации со стороны судово- дителя. При этом для пользователя до- ступно управление составом отобра- жаемой картографической информа- ции с возможностью врезки и масшта- бирования карт для организации удоб- ного персонального интерфейса. По за- просу проводятся расчёты времени прихода в точку с заданными координа- тами по планируемой скорости движе- ния судна или же, наоборот, рассчиты- вается скорость по заданному времени прихода в указанную точку маршрута. Одним из основных требований к ЭКНИС является ведение исполни- тельной прокладки. При этом судово- дитель должен контролировать работу ЭКНИС и систему позиционирования с помощью вторичного источника дан- ных о положении корабля. Одной из наиболее частых причин несовпадения координат судна с реальными является неправильная настройка приёмоинди- катора GPS. Он бывает настроен на вы- дачу местоположения в системе, отлич- ной от координат WGS 84 (всемирная система геодезических параметров Зем- ли 1984 года, в число которых входит система геоцентрических координат [5]). В этом случае необходима либо пе- ренастройка приёмоиндикатора на принятую в ЭКНИС систему коорди- нат, либо введение дифференциальной поправки к координатам с использова- нием правил перехода из одной систе- мы координат к другой [6]. Для этого в ЭКНИС предусмотрен соответствую- щий редактор. К ОРРЕКТУРА ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТ Указанная необходимость внедре- ния ЭКНИС в практику судовождения требует автоматизации процессов кор- ректуры электронных навигационных карт и наличия требований к ручной корректуре. Корректура электронных карт под- разделяется на автоматическую, полу- автоматическую и ручную. Автоматическая корректура подразу- мевает внесение данных корректуры в ЭКНИС непосредственно дистрибью- тором без какого-либо вмешательства оператора. Это может быть достигнуто через передачу по беспроводным кана- лам связи в автоматическом режиме. Руководствуясь процедурами подтвер- ждения или приёма, ЭКНИС автомати- чески производит корректуру. Судово- дитель при этом не участвует, а только отслеживает дату последней корректу- ры карт судовой коллекции и убеждает- ся в её успешном применении. Полуавтоматическая корректура под- разумевает вмешательство человека для установления связи между технически- ми средствами передачи информации по корректуре и ЭКНИС. Карты кор- ректируются с помощью сервера ди- стрибьютора по каналам системы связи INMARSAT (международная система спутниковой связи) либо через Интер- нет. Также корректировка электронных карт возможна с помощью носителя РАЗ РА БОТ КИ / С УДОВОЕ ОБОР УДОВ АНИЕ СТА 3/2019 53 www.cta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy