ЖУРНАЛ СТА 3/2019

РАЗРАБОТКИ СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Любому человеку, даже далёкому от моря, ясно, что морская навигация и судовождение является сложной и от- ветственной задачей: ведь на бескрай- них голубых просторах нет ни указате- лей, ни постоянных ориентиров. Такая задача требует от экипажа судна высо- кой квалификации и большого опыта, а также неустанного и непрерывного на- блюдения за меняющейся обстановкой. От успешности выполнения этой зада- чи зависит многое: безопасность судо- ходства, дорогостоящих грузов, охрана окружающей среды и главное – сохран- ность жизни людей. Рубеж XX–XXI веков примечателен непрерывным и бурным развитием электроники, вычислительной техники и связи, повлёкшим революционные изменения во всех сферах человеческой жизни. Не стала исключением и область морского судоходства, исполь- зовавшая вместе с тем достижения на- вигации и радиолокации. Органичным применением компьютерных техноло- гий здесь стало создание электронных «справочников» современного судна. Их принято разделять на три группы. К первой группе относится ЭКНИС (Electronic Chart Display and Information System, ECDIS) – электронно-картогра- фическая навигационно-информацион- ная система. Предоставляя судоводите- лю на дисплее справочные данные и ха- рактеристики картографических объ- ектов, такие как ориентиры, опасные изобаты (изолиния, соединяющая точки одинаковых глубин на карте [1]), запрет- ные или ограниченные для плавания районы, данные об условиях плавания и опасности на маршруте следования суд- на, ЭКНИС в реальном времени сопо- ставляет их с текущим местоположени- ем судна по данным от GPS и DGPS. Система также учитывает и предостав- ляет информацию с других систем и дат- чиков, расположенных на судне, данные магнитного и гирокомпаса, лага, эхоло- та, АИС/РЛС, видеокамер и имеет до- полнительные, не характерные ранее для средств картографии функции. ЭКНИС официально признаётся Международной морской организаци- ей (International Maritime Organization, IMO – специализированное учрежде- ние ООН для организации сотрудниче- ства и обмена информацией по техни- ческим вопросам, касающимся между- народного морского судоходства) и юридически является эквивалентом со- временных бумажных навигационных карт в рамках требований конвенции SOLAS (SOLAS –Международная кон- венция по охране человеческой жизни на море, впервые принятая 1 ноября 1974 года в Лондоне). При этом систе- ма должна быть дублированной и ис- пользовать официальные карты послед- него издания, обновлённые официаль- ной корректурой и изданные прави- тельством, гидрографической службой или другим соответствующим госу- дарственным органом, а также отвечать стандартам Международной гидрогра- фической организации (International Hydrographic Organization, IHO – меж- дународная организация, координи- рующая гидрографическую деятель- ность государств-членов) [2]. Если же ЭКНИС не имеет официаль- ных карт (например, карты от коммерче- ского производителя, не имеющего на их изготовление поручения правительства), или система отображения не отвечает требованиям стандарта IHOS-52 «Техни- ческие требования к содержанию карты и отображения аспектов ЭКНИС», или же компьютер системы выполнен не в морском исполнении и не имеет серти- фиката Национального Регистра, то си- стема относится ко второй группе – ЭКС (Electronic Chart System, ECS) – электронные картографические систе- мы. Не на всех судах имеется возмож- ность установки системы, отвечающей требованиям для ЭКНИС. Для некото- рых судов она имеет слишком большие габариты, для других – слишком сложна в эксплуатации или просто дорога. Воз- можности ЭКС часто сокращены по сравнению с ЭКНИС и адаптированы к задачам небольших судов, а также судов, осуществляющих плавание в ограни- ченном районе. Вместе с тем достовер- ность отображаемой электронной карты в таких системах соответствует общим требованиям и помогает судоводителю эффективно решать стоящие перед ним задачи. Однако если она не является официальной, то не может отвечать тре- бованиям SOLAS и полностью заменить бумажные карты. Чаще всего такие электронные карты используются как вспомогательные. Навигационно- информационная система ЭКНИС Анна Клекот, Александр Иванов В современных условиях человек всё чаще находит применение вычислительной технике в различных областях деятельности для создания комфортных условий и облегчения своего труда. Одной из таких сфер стала морская навигация. В статье описываются возможности пригодной для применения на большинстве современных судов электронно-картографической навигационно-информационной системы ЭКНИС и её аппаратная реализация на базе продукции корпорации iEi Technology. СТА 3/2019 52 www.cta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy