ЖУРНАЛ СТА 2/1997

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ 2/97 74 РАЗРАБОТКИ П овышение уровней эф- фективности эксплуата- ции подвижного состава и безопасности движе- ния относятся к числу ак- туальнейших задач, ре- шаемых службами железных дорог. Раз- работка режимных карт вождения поез- дов и их соблюдение, контроль техни- ческого состояния подвижного состава и систем, взаимодействующих с ним, — важные составляющие технологически сложной эксплуатационной работы. Для исследования параметров двига- тельных установок локомотивов, пара- метров движения поездов в различных режимах (например, при определенном весе поезда, конкретном профиле пути и т. д.) используются мобильные измери- тельные системы, которые устанавлива- ются в специальных динамометричес- ких вагонахлабораториях или локомо- тивах. Эти компьтерные системы имеют широкие функциональные возможнос- ти, позволяющие осуществлять сложные измерения и обработку информации для определения режимов движения, целе- сообразных с технической и экономи- ческой точек зрения, а также удовлетво- ряющих требованиям безопасности. Та- кие системы сложны, дороги и требуют подготовленного персонала для их ис- пользования. Оснащать подобными сис- темами многие единицы подвижного состава невозможно, хотя для определе- ния ряда показателей, например, норм расхода топлива, электроэнергии важна статистика по локомотивному парку. С другой стороны, важно не только правильно разработать режимные кар- ты, но и обеспечивать их выполнение во время движения. Контролируя вы- полнение режимных карт, контролируя параметры движения, можно выявлять нарушения и производить обучение ло- комотивных бригад. Очевидно, что анализируя после рей- сов в депо наряду с рассмотренными параметры технического состояния тепловоза или электровоза, полученные во время поездки, то есть в реальных ус- ловиях работы, можно более глубоко производить диагностирование систем локомотивов, выявляя дефекты еще на стадии их зарождения. Важной задачей является также конт- роль технического состояния различ- ных транспортных систем и объектов, с которыми подвижной состав взаимо- действует во время движения. Это, на- пример, система автоматической локо- мотивной сигнализации (АЛС), переда- ющая по рельсовым цепям на борт ло- комотива сигналы светофоров, система автоматического управления торможе- нием (САУТ), управляющая прицель- ным торможением локомотива, систе- мы обнаружения нагретых букс (ДИСК КВЛ) и многие другие. Системы такого рода являются распределенными вдоль железнодорожного пути и для контроля их технического состояния применяют мобильные измерительные комплексы, установленные в специальных ваго- нахлабораториях. Эти комплексы об- ладают широкими функциональными возможностями, но сложны и имеют высокую стоимость, поэтому их немно- го и они применяются в основном для инспекционного контроля систем авто- матики и телемеханики. По изложен- ным причинам мониторинг систем ав- томатики и телемеханики с помощью таких комплексов затруднен. Таким образом наметилось противо- речие между практической потреб- ностью широкого использования мно- гофункциональных мобильных компь- ютерных информационноизмери- тельных систем и их высокой стои- мостью и сложностью, затрудняющей их повсеместное применение. Известно, что любая информацион- ноизмерительная система состоит из средств сбора информации и средств ее обработки и отображения, причем вто- рая часть системы наиболее дорогая и сложная. Поэтому целесообразно средст- ва сбора информации выделить в авто- номные устройства, которыми оснаща- ют подвижной состав. Эти устройства — бортовые регистраторы (БР) — сравни- Алексей Добронос, Валерий Засов, Юрий Морозов, Виктор Пиманов Описывается многоцелевой бортовой регистратор, который применяется на борту локомотива для контроля различных параметров силовой установки, системы автоматической локомотивной сигнализации. Б ОРТОВЫЕ РЕГИСТРАТОРЫ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy