ЖУРНАЛ «СТА» №3/2004

42 СТА 3/2004 РАЗРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Значение неразрушающего контроля (НК) для обеспечения безопасности перевозок на железнодорожном транс- порте трудно переоценить. Ежегодно работниками соответствующих служб российских железных дорог контроли- руется более 4,5 миллионов деталей и узлов подвижного состава, в том чис- ле более 1260 тысяч осей колесных пар, в которых обнаруживается более 6,5 тысяч дефектов. К сожалению, используемые в на- стоящее время технические средства НК таковы, что надёжность контроля во многом зависит от состояния, ква- лификации и ответственности персо- нала: из общего числа случаев опасно- го разрушения деталей около 20% ста- ли следствиями дефектов, пропущен- ных по вине оператора. Другой проблемой является недоста- точная производительность ручного контроля. Автоматизация средств НК приобретает особую актуальность в ус- ловиях наметившегося оживления эко- номики России, когда с увеличением общего объёма перевозок постоянно возрастает потребность в подвижном составе. Автоматизированный комплекс «Пе- ленгавтомат» позволяет повысить достоверность и производительность контроля осей и колёс грузовых ваго- нов за счёт исключения влияния «чело- веческого фактора», а также благодаря автоматизации следующих основных операций: ● подготовка объекта контроля; ● сбор информации о состоянии объекта; ● оформление документации. На автоматику также возложена наи- более ответственная функция — интер- претация результатов. П РИНЦИП РАБОТЫ Основу комплекса составляет много- канальный ультразвуковой дефекто- скоп, реализованный на базе промыш- ленного компьютера. Для выявления дефектов используется свойство ульт- развуковых колебаний отражаться от неоднородностей материала контроли- руемого изделия — трещин, выщербин, поверхностных сколов и т.п. В процес- се поиска дефектов производится ска- нирование изделия кратковременными зондирующими импульсами с высоко- частотным заполнением. Для форми- рования зондирующих импульсов и приёма эхосигналов, отражённых от дефектов, используются пьезоэлектри- ческие преобразователи (ПЭП). Колёса и оси железнодорожных ва- гонов проверяются в составе колёсной пары (КП) — оси с двумя напрессован- ными колёсами. Ультразвуковые коле- бания излучаются под заданным углом к поверхности проверяемого изделия в направлении зон наиболее вероятно- го возникновения дефектов. Необхо- димая точность установки преобразо- вателей достигается благодаря их креп- лению в специальных конструктивных элементах — сканерах. В процессе по- иска дефектов сканеры фиксируются в рабочем положении, а сканирование обеспечивается за счёт равномерного вращения КП. М ЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА Установка проверяемой колёсной пары в требуемое для проведения кон- троля положение, вращение в процессе сканирования, а также скатывание из рабочей зоны по окончании проверки осуществляется механической частью комплекса, показанной на рис. 1 и схе- матично представленной на рис. 2. Оборудование механической части смонтировано на опорной эстакаде 1 (рис. 2). Эстакада представляет собой сварную металлоконструкцию с участ- ками рельсов 3, на которые накатыва- ется проверяемая колёсная пара 4. Для остановки КП в зоне контроля эс- такада оборудована фиксаторами. В пространстве между рельсами опор- Автоматизированный комплекс контроля колёсных пар «Пеленг-автомат» Рассматривается автоматизированный дефектоскопический комплекс, разработанный специалистами ЗАО «Алтек» (Санкт-Петербург). Комплекс предназначен для эксплуатации на железнодорожном транспорте в качестве средства неразрушающего контроля осей и колёс грузовых вагонов при всех видах их освидетельствования и ремонта. Владимир Беломытцев Рис. 1. Общий вид механической части комплекса

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy