ЖУРНАЛ «СТА» №1/2006

62 СТА 1/2006 РАЗРАБОТКИ СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ www.cta.ru От редакции Неадаптированный перевод на русский язык, выполненный голландской сторо- ной, и принятая за рубежом сжатая форма изложения с преобладанием гума- нитарной составляющей привели редак- цию к решению сопроводить статью своими комментариями. Основой для них послужили сведения, полученные в про- цессе общения и переписки с сотрудника- ми компании Raster. Самым уязвимым местом в проекте подъёма АПЛ «Курск» считались именно тросы: в условиях вертикальной качки нагрузка на них резко возрастает, а за- вершающая стадия операции планирова- лась на конец октября, когда начинался сезон штормов. Памятна была история разрыва толстого капронового каната при попытке поднять спасательную ка- меру АПЛ «Комсомолец» в 1997 году. В силу этих причин был выбран трос, фак- тически являющийся связкой из 54 сталь- ных тросов особой конструкции, и приме- нена система компенсации вертикальной качки, управляемая компьютерами и ис- пользующая в качестве исполнительного оборудования пневморегулируемые опоры (телескопические цилиндры) подъёмников. С помощью системы управления, поми- мо этого, решались задачи сбора и обра- ботки данных с подводных датчиков (очень большое значение придавалось точ- ному позиционированию баржи «Giant 4» перед подъёмом и положению АПЛ во вре- мя подъёма), управления вспомогатель- ным оборудованием, а также визуализа- ции контролируемых процессов, архиви- рования информации и сигнализации сред- ствами SCADAсистемы IRIS (Raster). Учитывая условия применения, система управления строилась на базе промышлен- ных компьютеров IPC610 (Advantech). Все компьютеры были охвачены резерви- рованной сетью Ethernet, обмен с кон- троллерами производился по протоколу ModBus+. Высокая надёжность системы управления достигалась и тем, что каж- дому компьютеру были доступны данные со всех контроллеров и каждый контрол- лер мог связаться с любым компьютером. На этапе подготовки операции ис- пользовалась симуляционная (модели- рующая) программа (компания IgH), ко- торая позволила не только понять суть многих предстоящих проблем, но и обу- чить операторов. Во время операции эта программа оказала помощь в принятии оперативных решений. Из соображений радиационной безо- пасности во время подъёма АПЛ судно «Mayo», на котором был развёрнут ко- мандный центр операции и располага- лась станция визуального наблюдения, должно было удалиться от баржи «Giant 4» на расстояние не менее 8 км. Изза этого возникла проблема обмена информацией, которая была решена средствами беспроводного Ethernet. По этому же каналу передавалась информа- ция с подводных видеокамер, в результа- те операторы могли пользоваться не только экранными формами SCADAсис- темы, но и «живым» изображением. Всё остальное Вы узнаете из самой статьи. В августе 2000 года затонула русская подводная лодка «Курск». Помощь в подъёме судна оказала голландская компания Mammoet. Свою значимую лепту внесла также компания Raster, занимающаяся про- мышленной автоматизацией. Надо сказать, фирма Mammoet не зря со- трудничала с этим маленьким пред- приятием. П ОДЪЁМНИКИ НА МОРЕ «Штормовые волны стали причиной непропорциональной нагрузки подъ- ёмного троса, который изза этого мог повредиться», – вспоминает Ян Дек- кер, совладелец и директор Raster. Дек- кер рассказывает: «Хорошей идеей Mammoet было использование на судне «Giant 4» стренговых подъёмников (strand jacks) – гидравлических подни- мающих устройств (Smit International) грузоподъёмностью 886 тонн каждое, установленных на телескопических пневматических цилиндрах (gas cylinders) диаметром 360 мм и с длиной хода 3000 мм, которые служат для ком- пенсации качки. Мы решали задачу ре- гулирования положения этих цилинд- ров, что и было успешно выполнено.» Далее это описывается более подробно. В ЫЗОВ В конце июля 2001 года мы получили задание, которое надо было выполнить уже к середине августа — концу сентяб- ря; в крайнем случае, к концу октября все работы должны были завершиться. Вот такое жёсткое условие! Отдыхать некогда: за три недели надо было подготовить 29 ПЛК (PLC), 5 ин- Триста пятьдесят футов под килем На глубине 350 футов лежала погибшая АПЛ «Курск». За горечью этой трагедии на второй план отошли технические аспекты уникальной операции по подъёму атомохода, но только благодаря им стало возможным отдать последний долг погибшему экипажу. Спустя время малоизвестные подробности этой операции предаются широкой гласности. Данная статья поступила в редакцию от голландской компании Raster, которая принимала участие в подъёме АПЛ «Курск». Описывается система автоматизации подъёмников, одной из главных задач которой была компенсация вертикальной качки. Роб ван Россам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy