ЖУРНАЛ СТА 4/2011

программно-технический комплекс (ПТК). Эти сравнительно маленькие системы управления решали свой уз- кий круг задач и обменивались между собой минимальным перечнем команд и сигналов. Фактически за предпуско- вые операции отвечали полтора десят- ка программно-технических комплек- сов, каждый из которых работал с небольшим объёмом (около сотни) сигналов и команд. Говорить о гибко- сти такой системы, синхронизации данных, архивировании событий не приходится. Ещё на этапе конкурсного проекти- рования ЗАО «СКБ Орион» предложи- ло принципиально иной подход к соз- данию системы управления СК. Суть данного подхода заключалась в том, что при создании систем, важных с точки зрения обеспечения безопасно- сти, к которым, безусловно, относится АСУ СК, на стадии проектирования проводится анализ рисков на основе рассмотрения: ● возможных причин отказов АСУ ТП и объекта управления; ● факторов, влияющих на появление отказов; ● последствий, к которым приводят отказы; ● эффективных мер борьбы с отказа- ми, ошибками обслуживающего пер- сонала и вредными факторами окру- жающей среды; ● вопросов обеспечения безопасности при возникновении различного рода угроз жизни людей, материальным объектам и природной среде; ● способов подтверждения заданных показателей безопасности. В результате была предложена струк- тура, объединяющая разрозненные ПТК в единый информационно-управ- ляющий комплекс. Таким образом, разнородные системы заправки жидки- ми компонентами и криогенными ком- понентами, хранения компонентов топлива, термостатирования, обеспече- ния сжатыми газами, пожаротушения и другие объединены в единое информа- ционное пространство. Это позволяет: ● значительно расширить круг задач, решаемых системой управления; ● обеспечить оператора и руководите- ля работ всей полнотой информации о состоянии наземного оборудова- ния как единого целого; ● поднять безопасность и надёжность стартового комплекса на новый уро- вень; ● значительно увеличить общую ин- формативность системы; ● обеспечить архивирование событий разнородных систем в привязке к единому времени; ● автоматизировать процесс формиро- вания отчётов. Стартовый комплекс как объект управления обладает существенной особенностью: площадь, занимаемая технологическим оборудованием (ТО), составляет несколько квадратных кило- метров (рис. 2), а стартовый стол, вы- глядящий на фотографии как бетонная площадка, представляет собой пяти- этажное здание, уходящее под землю. И всё это пространство заполнено объ- ектами управления: компрессорами, клапанами, насосами и, конечно, раз- нообразными датчиками. В связи с тем, что ракета, заправленная компонента- ми топлива, является взрывоопасным объектом большой разрушительной силы, персонал, управляющий пуско- выми операциями, размещается на значительном удалении от стартового стола (командный пункт находится на СИС Т ЕМНА Я ИН Т Е Г Р АЦИЯ / КОСМОНА В Т ИКА 55 СТА 4/2011 www.cta.ru Рис. 2. Вид на СК с дивертора стартового сооружения (фотография сделана во время строительства) Рис. 3. Структура канала управления системы АСУ ТО Рабочее место оператора Блок ввода/вывода Блок ввода/вывода Датчик 1 Датчик N Исполнительный элемент 1 Исполнительный элемент M Блок ввода/вывода Мажоритирование 2/3 Рабочее место оператора Рабочее место оператора Коммутатор сети Ethernet 1 Резервированный CAN Физический сигнал … … Ethernet 2 Ethernet 1 Коммутатор сети Ethernet 2 Контроллер управления 1-й канал Контроллер устройства связи с объектом 1-й канал Контроллер устройства связи с объектом 2-й канал Контроллер устройства связи с объектом 3-й канал Контроллер управления 2-й канал Контроллер управления 3-й канал © СТА-ПРЕСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy