СТА №3/2017

62 СТА 3/2017 РАЗРАБОТКИ СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ www.cta.ru О СОБЕННОСТИ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ Суда на воздушной подушке (СВП) обладают рядом неоспоримых преиму- ществ, к которым, в первую очередь, от- носятся высокая степень автономно- сти, что позволяет СВП выходить для высадки и приёма пассажиров на не- оборудованный берег. Этими возмож- ностями широко пользовались речные пассажирские скеговые СВП. Амфи- бийные СВП также не требуют обору- дованных причалов и, что очень важно, позволяют перевозить пассажиров в пе- риод ледостава при необходимости по льду. Эти особенности делают амфи- бийные СВП незаменимыми в ряде районов, например, в период ледостава амфибийные СВП применяют для пе- ревозки пассажиров между г. Благове- щенском и Китаем. Создание амфи- бийных СВП для перевозки 20–60 пас- сажиров является важной задачей. При- мер такого амфибийного СВП приве- дён на рис. 1 [1]. О СОБЕННОСТИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СВП Для управления СВП требуется систе- ма управления техническими средства- ми (СУТС) и система управления дви- жением (СУД) СВП. Создание подоб- ных систем для СВП является достаточ- но сложной задачей, определяемой осо- бенностями СВП как объекта управле- ния. Здесь нужно упомянуть, что кроме перечисленных достоинств амфибийное СВП обладает рядом особенностей, ко- торые, скорее, нужно отнести к недо- статкам. В частности, амфибийные СВП могут идти с большими углами дрейфа, что может приводить к увели- ченным углам крена и дифферента и к подлоˆ му гибкого ограждения [2, 3]. Эти особенности амфибийных СВП тре- буют, чтобы СУД СВП не только реши- ла задачи ручного управления движени- ем, удержания СВП на заданном курсе или путевом угле, удержания СВП на за- данном маршруте, но и обеспечивала предотвращение аварий движения. Основными средствами управления движения амфибийным СВП являются вертикальные аэродинамические рули (ВАР), горизонтальные аэродинамиче- ские рули (ГАР), средства управления тягой двигателей (управление оборота- ми и/или шагом воздушных винтов), управление нагнетателем воздуха (на- пример, управление воздушными за- слонками) и струйные рули (СР). Ука- занные средства управления позволяют обеспечивать стабилизацию курса, дви- жение по заданному маршруту, высо- кую маневренность и защиту от аварий при движении. Сложность при проектировании СУД СВП связана с выбором необходимых средств навигации, которые должны функционировать в непростых усло- виях. Надо учитывать отсутствие у СВП контакта с водой на больших скоростях и высокую стоимость радиодоплеров- ских лагов. Система измерения поло- жения (GPS/ГЛОНАСС) должна обла- дать достаточной точностью и высокой частотой измерения, что позволит по- лучить оценки угла дрейфа. Выбор средств измерения углов крена и диф- ферента и их скоростей изменения так- же требует тщательной проработки. На- Система управления движением пассажирских судов на воздушной подушке Виктор Амбросовский, Юрий Амбросовский, Константин Харченко Суда на воздушной подушке в ряде случаев обладают исключительными преимуществами перед своими традиционными собратьями, но управление ими и обеспечение безопасности их эксплуатации является весьма непростой задачей. В статье рассматриваются принципы создания и структура автоматизированной системы управления судном на воздушной подушке. Рис. 1. Боковой вид пассажирского амфибийного СВП-50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy