СТА №3/2017

90 СТА 3/2017 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ www.cta.ru В ВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ В предыдущих статьях цикла [1, 2, 3, 4, 5] изложена динамика того, «что полу- чили» с 2007 по 2015 годы. Свежему чи- тателю, не ознакомившемуся с ними хо- тя бы бегло (это можно сделать, обра- тившись на сайт журнала «СТА»), трудно будет уловить сущность и логику настоя- щей статьи («что получили» в норматив- ной базе за два последних года), так как глубокая ретроспектива в ней умышлен- но не приводится в расчёте на знание всех предшествующих серий нашего «кино». А в нём всё те же «новеллы», прочитав наименования которых, чита- тель может для себя решить, посмотреть их все или выбрать те, которые соответ- ствуют его текущим потребностям. С ИСТЕМА ЗАКАЗОВ ВВСТ Армия России, финансируемая в 10 раз хуже американской, является вто- рой (по мощи [6]) в мире. Возможно, если бы военный бюджет в России рас- ходовался более эффективно, мощь на- шей армии была бы ещё выше. Зачастую вложенные «военные» руб- ли не соответствуют ожидаемымштукам вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). К концу 2015 года де- биторская задолженность по госконт- рактам (ГК) составляла 3,8 трлн руб. [7]. Это значит, что государство деньги вы- платило, а взамен ничего не получило. Так, к примеру, произошло на строи- тельстве космодрома «Восточный», где было заведено 20 уголовных дел. Так бы- ло и на Амурском судостроительном заводе (5 неисполненных ГК и 24 млрд руб. «дебиторки») [8]. Так было и на ря- де других предприятий, недопоставив- ших вовремя в Вооружённые Силы Рос- сийской Федерации (ВС РФ) несколько сторожевых кораблей, истребителей и самолётов «Амфибия», управляемых ра- кет «Вихрь»… Полученные для ГОЗ деньги руководство «предприятий-ис- полнителей использовало, мягко гово- ря, не всегда эффективно [9]. Очевидно, не только в связи с миро- выми кризисными и санкционными яв- лениями последнего времени и неста- бильной экономической ситуацией, но и в связи с указанными более прозаиче- скими обстоятельствами не представи- лось возможным подготовить научно- обоснованную (реалистичную) госу- дарственную программу вооружения ГПВ-2025 и пришлось перенести с 2016 на 2018 год её принятие [10]. Пока реа- лизуется старая ГПВ-2020. Общее пред- ставление об объёмах её реализации да- ёт статистика поступления в войска но- вой техники на примере 2016 года [11]: 2 шт. ТУ-160 и 2 шт. ТУ-95МС, подвод- ный крейсер стратегического назначе- ния «ВладимирМономах» (1 шт.), 41 шт. баллистических ракет, 2930 шт. образ- цов техники сухопутных войск, 139 шт. летательных аппаратов и 4 полка ЗРС С-400 для ВКС, 25 шт. боевых машин ЗРПК «Панцирь-С» и 74 шт. РЛС, 3 шт. РЛС СПРН «Воронеж», 24 шт. надвод- ных кораблей и 2 шт. подводных лодок, 22 000 шт. средств связи. А могло бы быть больше, если бы выделенные сред- ства тратились более эффективно. Рецепт спасения от этой беды, пред- ставляющийся главным нормативным событием последней двухлетки в системе ГОЗ (включая, естественно, и военную электронику), был с подачиМиноборо- ны России (МО) найден и закреплён в новой редакции закона «О ГОЗ» №275- ФЗ [12]. Указанная в рецепте «таблетка» (о разработке которой упоминалось в нашей предыдущей статье [5]) называ- ется так: Межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств ГОЗ (в соответствии с 275-ФЗ с изм.: 159-ФЗ от 29.06.2015, 216-ФЗ от 13.07.2015, 317-ФЗ от 03.07.2016, 471-ФЗ от 28.12.2016). Контролёрами в этой си- стеме являются МО, Центробанк, Рос- финмониторинг, ФАС, Счётная палата. Система введена в действие с 01.09.2015 в отношении ГК по ГОЗ с МО и с 01.01.2017 в отношении ГК всех иных госзаказчиков по ГОЗ. В обеспечение данной системы принято несколько де- сятков подзаконных актов. Крупными мазками данная система показана на рис. 1. Её суть (в отличие от механизма функ- ционирования и реализации) до боли проста: деньги должны тратиться толь- ко на тот ГК, на который они выделены. И больше никуда. За этим следят банки. И если это не так – платёж блокируется. Очевидно, что в систему не вовлекаются предприятия любого уровня коопера- ции, выполняющие работы без аванси- рования, за свой счёт: отчитался за ра- боту, получи за неё деньги и распоря- жайся ими по своему усмотрению. А уж если деньги получил под будущий ре- зультат – будь добр, залезай в систему. Для функционирования системы ото- браны несколько (соответствующих спе- циальным критериям) крупнейших бан- Бумажная изнанка военной электроники Олег Писаренко, Виктор Бабарыкин, Александр Клёпов, Анастасия Ендерова, Андрей Агафонов Первая статья в нашем журнале на тему нормативного обеспечения деятельности в области военной электроники появилась 10 лет назад. Настоящая статья – шестая по счёту. Она продолжает обзорный цикл по заявленной теме, представляя собой изложение и субъективную трактовку новинок в правилах игры на «военно-электронном поле», замеченных авторами за последние два года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy