СТА №3/2017

ков (в отличие от прежних времён, когда обслуживать ГОЗ мог любой банк). Вних все участники кооперации (вплоть до «руды») по конкретным ГК заводят «ко- шельки» (открывают отдельные счета), число которых, по слухам, у некоторых предприятий доходит до 3 тысяч (по ко- личеству ГК, суммарное число которых в целом по ГОЗ в 2016 году составляло бо- лее 23 тысяч [13]). Каждый «кошелёк» на замке, ключ от которого, чтобыположить туда деньги или забрать, держит банк. Идея вроде бы здравая: дали деньги на бублики, трать их на бублики. Но меха- низм её реализации, с одной стороны, сложный и противоречивый, с другой – исключительно трудоёмкий, как для ди- визии контролёров, так и для армии под- контрольных. И если контролёры спо- койно отнеслись к нововведению, то подконтрольные закатили истерику. Диапазон оценок нового механизма был от «неисполнимое» [14] до «угроза ГОЗу» [15]. Уже через месяц после вступления 275-ФЗ в силу в Бюро Союза машино- строителей России и Лигу оборонных предприятий поступили замечания к за- кону почти от 200 предприятий. На сай- те «Российская общественная инициа- тива» была помещена инициатива во- обще отменить закон как неоправданно затратный (375 млрд руб. в год при уве- личении штата каждого участника ГОЗ на 1 единицу для выполнения работ по сопровождению отдельных счетов). Пошумели, поругались, поучились на многочисленных недешёвых семинарах (где авторы нововведения учили не толь- ко учеников, но и себя), расширилиштат бумаготворцев, набилишишек в практи- ческой работе, но добились корректиро- вок закона (на момент написания статьи их было уже четыре), и худо-бедно пред- приятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) по нему работают. В ноябре 2016 г. на неделе «оборонки» в Сочи В. Путин отметил, что исполни- тельская дисциплина в этой сфере по- высилась [16], а заместитель министра обороны Т. Шевцова эту оценку усили- ла: ни один платёж по ГОЗ с 01.09.2015 не пошёл «налево» [17]. Неужели нарушения финансовой дис- циплины в сфере ГОЗ теперь побежде- ны? Скорее всего – нет. Иначе зачем понадобилось Правительству РФ вно- сить (№ 7722-п-П4 и № 7716п-П4 от 12.10.2016) в Госдуму законопроекты об усилении административной (штраф от 20 тыс. руб. до 3-летней дисквалифика- ции) и уголовной (штраф от 500 тыс. руб. до 8 лет тюрьмы) ответственности за нецелевое расходование средств ГОЗ? Стало быть, «дыры» остались. На одну из них указывает ветеран Счётной Палаты РФС. Матюшкин [18]: созданная система контролирует отно- шения между головным исполнителем (ГИ) и его партнёрами по кооперации, а отношения между государственным за- казчиком и ГИ оказались практически вне этой системы. Рассмотренное нововведение в систе- ме заказов ВВСТ лежит в финансово- экономической сфере. Однако за истек- шую двухлетку произошли изменения и организационно-технические. К их чи- слу можно отнести новации в области стандартизации, включая военную . Впервые в истории новой России за- коны «О стандартизации» и «О серти- фикации продукции и услуг» были при- няты в 1993 году (до этого момента по- давляющее число наших соотечествен- ников слово «сертификация» никогда не слышали). В 2002 году стараниями наших недоброжелателей эти два зако- на были заменены новым – «О техниче- ском регулировании». Это была супероперация в интересах наших глобальных конкурентов и веро- ятных противников на международной арене. Тогда одним росчерком пера с его принятием десятилетиями нарабо- танная система стандартизации, вклю- чая военную, одномоментно была раз- рушена, главным образом новым прин- ципом добровольности стандартов , вклю- чая военные. Данная супероперация (именно так на- звал её М. Фрадков в выступлении на за- седании Правительства РФ 13 апреля 2006 г.) финансировалась Агентством США по международному развитию (USAID). 100 млн долларов в виде гранта Агентства МОНФ № 016/4-03 от 1 апреля 2002 г. (сущий пустяк в сравне- нии с той громадной выгодой, которую получили западные компании от устра- нения российских конкурентов на товар- ных рынках) получила некоммерческая организация «Информационно-аналити- ческийЦентр «Тезаурус-маркетинг», 6 че- ловек которой (не имеющих никакого от- ношения к стандартизации) состряпали проект закона и с подачи двух послушных депутатов при равнодушии остальных его успешно «протолкнули» [19]. И вот относительно недавно ситуация несколько начала выправляться: из зако- на «О техническом регулировании» был «вырван» кусок, касающийся стандарти- зации, и оформлен в виде самостоятель- ного закона «О стандартизации в РФ» (№ 162-ФЗ от 29.06.2015). Гражданские стандарты остались добровольными, но документы по стандартизации оборонной продукции (ДСОП) статьёй 4 этого закона объявлены обязательными . Это значит, что по сравнению с предшествующим С ТАНДА Р Т ИЗАЦИЯ И С Е Р Т ИФИКАЦИЯ 91 СТА 3/2017 www.cta.ru Минобороны, Центробанк, Росфинмониторинг, ФАС, Счётная палата (мониторинг цен, расчётов, расширение полномочий по контролю, изменения в КоАП) Бюджет РФ Кооперация Уполномоченные банки Государственный заказчик ГОЗ Режим ведения отдельных счетов «Окрашивание» денег по конкретным ГК («краска» – идентификатор ГК) Отдельный счёт (ОС) головного исполнителя поставок по ГОЗ Определение уполномоченных банков Отдельные счета кооперации исполнителей ГОЗ до «руды» ОС исполнителя ГОЗ № 1 ОС исполнителя ГОЗ № 2 … ОС исполнителя ГОЗ № N Рис. 1. Межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств ГОЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy