ЖУРНАЛ СТА №2/2021

РАЗРАБОТКИ НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В статье описана реализация проекта автоматизации технологического про- цесса движения, хранения и производ- ства битумных материалов на Уральском битумном терминале. Основное внима- ние при работе над проектом было со- средоточено на реализации нестандарт- ных задач администрирования, мобиль- ных приложений, рассылки СМС в мас- штабе предприятия. На рис. 1 изобра- жена 3D-модель Уральского битумного терминала. К РАТКИЙ ЭКСКУРС В СПЕЦИФИКУ БИТУМНОЙ ОТРАСЛИ Дорожное строительство растёт не- бывалыми темпами и каждый год про- должает набирать обороты. Одним из важнейших составляющих дорожного полотна выступает битум – производ- ный от нефти продукт, который приме- няют как связующее вещество при про- изводстве асфальта. Современные высокотехнологичные битумы обеспечивают повышенный межремонтный срок эксплуатации, благодаря чему возможно сокращение расходов на прокладывание дорог и су- щественное повышение качества до- рожного полотна. Но при этом для ра- боты с современными битумами не- обходимо соблюдение целого ряда тре- бований и условий для сохранения их улучшенных свойств. Несмотря на то что битум произво- дится в течение всего года, он являет- ся продуктом сезонного спроса, так как его потребление приходится на период проведения дорожных работ с мая по октябрь. Соответственно, в тече- ние полугода битум необходимо где-то хранить. В советское время для хранения би- тумов создавались так называемые би- тумные базы и крытые ямные битумо- хранилища, которые продолжают ис- пользоваться на территории стран СНГ. При хранении в таких условиях каче- ство битума значительно снижается за счёт проникновения грунтовых вод и дождевых осадков, что приводит к сильному обводнению продукта и к не- обходимости последующего выпарива- ния воды электрическими тэнами или открытым огнём, что влечёт за собой потерю эксплуатационных свойств, коксование и преждевременное старе- ние продукта. На Западе уже несколько десятилетий хранение является важным и ответ- ственным этапом движения битума от производителя к потребителю. Приме- няемые технологии способствуют мак- симально быстрому нагреву битума без потери качества продукта. К сожалению, у нас в стране даже в более-менее современных битумных хранилищах, в связи с отсутствием ак- туальной нормативной документации по их организации, наблюдаются серь- ёзные недостатки, ведущие к значи- тельным потерям качественных харак- теристик продукта. Изменение существующей парадиг- мы началось со строительства битумно- го терминала в Ростовской области, ко- торый был введен в эксплуатацию в 2014 году холдингом TA GROUP и за- рекомендовал себя образцовым объ- ектом для битумной отрасли. Терминал стал первым высокотехнологичным производственно-логистическим ком- плексом для хранения и перевалки би- тумов, а также производства широкого ассортимента битумных материалов. В 2018 году объект был приобретен ООО «Газпромнефть – Битумные мате- риалы» – оператором битумного бизне- Внедрение инноваций в сфере дорожного строительства Кирилл Сметанников, Сергей Дудаков, Алевтина Бутина В статье представлен опыт интеграции передовых технологий для автоматизации современных битумных терминалов, обеспечивающих хранение и производство высокотехнологичных битумов, применяемых в дорожном строительстве. СТА 2/2021 52 www.cta.ru Рис. 1. 3D-модель Уральского битумного терминала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy