ЖУРНАЛ СТА 3/2015

ная система, сточно-фановая система и др.); ● контроль и управление колёсным движительно-рулевым комплексом; ● аварийно-предупредительная сигна- лизация; ● диагностика. Контроль и управление вспомогатель- ными техническими средствами судна обеспечивает контроль параметров ос- новных систем судна и дистанционное управление рядом механизмов и агрега- тов. Все параметры систем отображают- ся на экранах двух панельных компью- теров (панелях оператора), с сенсорных экранов которых производится дистан- ционное управление механизмами и агрегатами судна. Отображаемые на панели оператора экраны функционально разделены на два уровня: ● уровень системных (основных) экра- нов, предназначенных для оператив- ного контроля основных параметров судовых систем, представленных в виде мнемосхем; ● уровень служебных экранов, предна- значенных для дистанционного управления отдельными механизма- ми и агрегатами. Все системные экраны имеют одина- ковую структуру. В верхней линейке эк- рана расположены кнопки, при нажа- тии на которые в центральной части эк- рана отображаются следующие мнемо- схемы: рулевая система, осушительная система, система электроснабжения, топливная система, система водоснаб- жения, сточно-фановая система, диаг- ностика. На рис. 2 приведена мнемо- схема «Сточно-фановая система». Для дистанционного управления на- сосом необходимо нажать пальцем на соответствующий значок и вызвать слу- жебный экран (рис. 3). Контроль и управление колёсным дви- жительно-рулевым комплексом. В си- стеме предусмотрен аварийный (руч- ной) режим управления КДРК. Сигна- лы управления, минуя КСКУ, пере- даются непосредственно с джойстиков на дискретные входы частотных при- водов гребных колёс по отдельной ка- бельной линии. В этом режиме можно задать каждому колесу три фиксиро- ванных значения частоты вращения вперёд и три назад (сигналы снимают- ся с контактов джойстиков). На судне с традиционным рулём судоводитель имеет возможность отслеживать поло- жение пера руля, что позволяет ему адекватно формировать управляющие воздействия. КСКУ получает парамет- ры частотных приводов (частота вра- щения, развиваемый момент и пр.) по шине RS-485, на основании получен- ных данных вычисляет вектор упора и отображает его на экране вместе с дру- гими параметрами, необходимыми су- доводителю для принятия решения [1]. В маневровом режиме с джойстиков снимаются аналоговые сигналы, КСКУ обрабатывает их и формирует шесть ступеней аналогового сигнала управле- ния для частотных приводов (каждому колесу задаётся шесть фиксированных значений частоты вращения вперёд и шесть назад). Это позволяет судоводи- телю плавно управлять частотой враще- ния гребных колёс и получать высокие качественные характеристики процесса управления. Маневровый режим пред- назначен для выполнения швартовных операций, манёвров при расхождении и обгоне и при выполнении судном цир- куляции. Для исключения перегрузок дизель- генераторов и их аварийной остановки, возможных при резком перемещении джойстиков, в КСКУ реализовано огра- ничение по моменту, развиваемому приводами колёс. В ходовом режиме КСКУ освобожда- ет судоводителя от сложного выбора со- отношения частот вращения колёс при совершении манёвра. Левым джойсти- ком задаётся величина упора колёс (скорость движения судна), правым джойстиком – направление и величина угловой скорости поворота судна (ско- рость поворота вектора упора колёс, или виртуального руля зависит от угла отклонения джойстика). Этот режим обеспечивает высокое качество процес- са управления и экономию топлива [2, 3]. Поворот судна осуществляется за счёт увеличения частоты вращения од- ного колеса, при достижении им мак- симальной частоты вращения снижает- ся частота вращения другого колеса. Для быстрого разворота судна пред- усмотрен режим «Циркуляция», при включении которого колёса вращаются в противоположные стороны. Возмо- жен медленный разворот судна на ме- сте. Для этого левый джойстик устанав- ливается в нулевое положение (задаёт- ся нулевая скорость судна), а правым джойстиком задаётся отклонение руля в сторону поворота (при этом вращает- ся только одно колесо). Для быстрого возврата виртуального руля в нулевое положение необходимо нажать кнопку на левом джойстике (при этом частота РАЗ РА БОТ КИ / С УДОВОЕ ОБОР УДОВ АНИЕ 47 СТА 3/2015 www.cta.ru Рис. 2. Мнемосхема «Сточно-фановая система» Рис. 3. Служебный экран «Сточный насос»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy