ЖУРНАЛ «СТА» 4/2016

кремниево-выпрямительные агрегаты. Кроме того, к этой службе относятся устройства освещения станций и тон- нелей. По электромеханической службе: уста- новки тоннельной и местной вентиля- ции (вытяжные и приточные системы); вентиляторы и клапаны дымоудаления; воздушно-тепловые завесы; водопро- водные задвижки; эскалаторы; водо- отливные и канализационные установ- ки; артезианские скважины; устройства для обеззараживания воды; оборудова- ние водопонижения тоннельных камер и станций. Исходя из этого, оперативный персо- нал метрополитена должен иметь в рас- поряжении технические средства для управления и контроля своих объектов, причём на станциях для дежурного пер- сонала в перечень таких объектов входят устройства служб Ш, Э и ЭМ, располо- женные в пределах станции и части тон- нелей, примыкающих к этой станции. К ОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Изначально первая (и пока единствен- ная) линия Екатеринбургского метропо- литена была оборудована системой дис- петчерской централизации на основе СКЦ-67 для нужд поездного диспетчера и системами телемеханики «Лисна-Ч» для нужд энергодиспетчера и диспетчера электромеханической службы. Для де- журных на станциях использовалась система управления работой станции (СУРСТ), а для управления движени- ем поездов в пределах станции – систе- ма маршрутно-релейной централизации (МРЦ). Все указанные системы были по- строенына полупроводниковой и релей- ной элементной базе. В 2009 году были начаты работы по созданию комплексной автоматизиро- ванной системы диспетчерского управ- ления (КАС ДУ), призванной заменить указанные системы управления и конт- роля. За основу была взята аналогичная система Петербургского метрополите- на, разработанная специалистами Центра компьютерных железнодорож- ных технологий Петербургского госу- дарственного университета путей со- общения (ЦКЖТ ПГУПС). Н АЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ КАС ДУ КАС ДУ предназначена для выполне- ния следующих задач: ● централизованного диспетчерского управления электрической централи- зацией стрелок и сигналов, управле- ния электроснабжением, а также управления инженерно-техническими устройствами и эскалаторами из еди- ного центра диспетчерского управле- ния; ● диагностики технических средств КАС ДУ и объектов управления и контроля (вплоть до отдельного функ- ционального узла); ● выдачи диспетчерам оперативной и нормативно-справочной информа- ции; ● формирования отчётных документов (время работы устройства, объём по- требления ресурсов и прочее). При разработке технического задания на применение КАС ДУ в Екатерин- бургском метрополитене были постав- лены следующие цели: ● расширение функциональных воз- можностей диспетчерского управле- ния движением поездов, устройства- ми электроснабжения и электромеха- ническими устройствами; ● повышение оперативности диспет- черского управления на основе ис- пользования единой информацион- ной базы, увеличения объёма опера- тивной информации и повышения её достоверности; ● эффективное использование каналов связи и технических средств; ● снижение эксплуатационных расхо- дов за счёт унификации применяемо- го оборудования и системы техниче- ского обслуживания телемеханики; ● повышение точности выполнения графика движения поездов и работы эскалаторов за счёт более оператив- ной координации работы диспетче- ров при организации технологиче- ской работы метрополитена. Особенностью построения системы стала необходимость увязки со СМИС (система мониторинга и управления инженерными системами зданий и со- оружений) для передачи информации о различных аварийных и предаварийных событиях технических объектов метро- политена. С ТРУКТУРА КАС ДУ При реализации проекта КАС ДУ бы- ла применена классическая трёхуровне- вая структура систем диспетчерского управления (рис. 1): верхний, средний и нижний уровень. На данную схему наложили свой от- печаток особенности Екатеринбургско- го метрополитена. Иерархия КАС ДУ выполнена как по вертикали, так и по горизонтали, что видно из наличия трёх служб метро, имеющих диспетчерский аппарат. Отсюда структурно можно вы- делить подсистемы КАС ДУ по службам Ш, Э и ЭМ (по принадлежности техни- ческих средств). В качестве линий связи между обору- дованием верхнего и среднего уровней выступают волоконно-оптические (ВОЛС) и физические двухпроводные линии. Первая группа линий постепен- но вытесняет вторую в ходе модерниза- ции оборудования метрополитена. Синхронизация времени выполнена на базе единого сервера времени метро- политена. Верхний уровень вертикальной иерар- хии системы расположен в здании ин- женерного корпуса Екатеринбургского метрополитена и представляет собой три центра диспетчерского управления (центральных поста): центр управления движением поездов, центр контроля и управления энергообъектами и центр контроля и управления объектами элек- тромеханической службы. Здесь же рас- положено оборудование СМИС. В качестве аппаратов управления вы- ступают автоматизированные рабочие места: поездного диспетчера – АРМ ДЦХ, энергодиспетчера – АРМ ЭД1 и диспетчера службы ЭМ – АРМ ДЭМ1. На рис. 2 представлен общий вид АРМ ДЦХ. Каждый АРМ выполнен по схеме со 100% «горячим» резервированием и включает системный блок, манипуля- тор мышь, клавиатуру, акустические ко- лонки и средства отображения – мони- торы или плазменные панели, располо- женные на определённом расстоянии от стола диспетчера и установленные на металлических стойках. Данная компо- новка средств отображения информа- ции в совокупности с программным обеспечением позволяет каждому дис- петчеру просматривать как весь поли- гон управления, то есть все станции ли- нии метро, так и укрупнённо отдельную станцию. Помимо АРМ диспетчеров на каждом центральном посту установлены АРМ для технического персонала: АРМ элек- тромеханика службы СЦБ и связи, ин- формационное рабочее место АРМ «ИНФ» службы Э и такое же АРМ для службы ЭМ. Указанные АРМ позво- ляют контролировать объекты соответ- ствующей службы, а также формиро- вать, сохранять, архивировать и про- сматривать графические и текстовые СИС Т ЕМНА Я ИН Т Е Г РАЦИЯ / ЖЕ Л Е ЗНОДОРОЖНЫЙ Т РАНСПОР Т 65 СТА 4/2016 www.cta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy