ЖУРНАЛ СТА 1/2015

84 СТА 1/2015 www.cta.ru В ВЕДЕНИЕ Человеко-машинный интерфейс, или HMI (Human- Machine Interface), является одним из важнейших компонен- тов SCADA-систем. Он обеспечивает взаимодействие опера- тора с автоматизированными системами, предоставляя дан- ные о ходе процесса и позволяя контролировать и управлять системой. Низкий уровень качества дизайна HMI может привести к внештатным ситуациям, миллиардным денежным убыткам, авариям и даже катастрофам. К сожалению, реализация боль- шей части систем визуализации скорее мешает, нежели по- могает оператору в его работе. Некачественное исполнение человеко-машинного интерфейса ранее во многом обуслав- ливалось несовершенными технологиями. Благодаря уве- личению вычислительной мощности аппаратных платформ эти ограничения уже не играют существенной роли, остава- ясь пережитками в виде общепринятых шаблонов и отсут- ствия понимания основных принципов дизайна HMI. Информация, отображаемая в системах HMI, не ограничи- вается лишь мониторингом автоматизированных систем и управлением ими. Системы визуализации превратились в сложные информационные порталы, отображающие также различную аналитическую информацию, например, данные аналитики бизнес-процессов, показатели общей эффектив- ности оборудования, прогнозы работы и вероятности выхода из строя различных компонентов системы и т.п. Такое увеличение количества отображаемой информации ещё больше увеличивает нагрузку на оператора, который в рамках информационного пресыщения становится слабым звеном системы. Ч ЕЛОВЕКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Человеко-машинный интерфейс аналогичен взаимодей- ствию между двумя людьми. Интерфейс играет роль сообще- ния, которое передаёт инженер-разработчик пользователю. Каждый из них имеет свою собственную модель восприятия, сложившуюся на основе опыта взаимодействия с окружаю- щей средой, а потому у каждого есть своё собственное пред- ставление о том, каким рабочий интерфейс должен быть. Создавая HMI, разработчик подразумевает определённые действия, с помощью которых можно добиться нужных ре- зультатов. Пользователь также знает, что конкретные дей- ствия должны иметь определённый исход, но ожидаемый им результат может не совпадать с тем, что заложил исполнитель. Таким образом возникает конфликт между ожиданиями поль- зователя и реальным результатом [1]. На рис. 1 представлена диаграмма взаимодействия пользо- вателя и разработчика с интерфейсом. Буквой A обозначен ре- зультат, заложенный в интерфейс разработчиком (в соответ- ствии с его концептуальной моделью), а буквой А ’ – результат, который ожидает увидеть пользователь. Если А и А ’ совпадают (или максимально пересекаются), пользователь и разработчик одинаково видят решение, поэ- тому пользователь адекватно воспримет интерфейс. Если А и А ’ не совпадают, разработчик не учёл концепцию пользователя и данный интерфейс не будет воспринят адек- ватно. Во втором случае интерфейс не будет интуитивно понятен оператору и ему придётся предпринять дополнительные уси- лия для понимания и запоминания, а возможно, переучи- ваться для работы с данным интерфейсом. Для минимизации последствий подобного конфликта ин- тересов и создания прозрачного для пользователя дизайна HMI необходимо придерживаться рекомендаций человеко- ориентированного проектирования: ● учитывать нужды и ожидания конечного пользователя в со- ответствии с конкретными условиями; ● создавать лёгкий, простой и удовлетворяющий пользовате- ля продукт; ● сделать технические характеристики такими, чтобы по- ставленные задачи решались быстро и правильно. Ч ТО ТАКОЕ ЮЗАБИЛИТИ С 1 декабря 2013 года на территории РоссийскойФедерации вступил в действие новый национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9241-210-2012 «Эргономика взаимодействия чело- В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ИНЖЕНЕРА Человеко-ориентированный подход при проектировании систем визуализации автоматизированных объектов Нина Кузьмина Разработчик Интерфейс Различия между мышлением разработчика и пользователя Пользователь Концепция пользователя Концепция разработчика A A' Рис. 1. Диаграмма взаимодействия пользователя и разработчика с интерфейсом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy