СТА №3/2017

ствие неквалифицированных дей- ствий оператора; ● информационное взаимодействие с судовой системой управления верх- него и нижнего уровня для передачи данных о состоянии исполнительных механизмов и органов управления. Традиционно для решения подобных задач использовался классический спо- соб – построение системы на базе ре- лейно-контакторной логики, но в дан- ном проекте требовалось обеспечить взаимодействие системы управления комплексом гидрооборудования с судо- выми информационными системами. В связи с этим был сделан выбор в пользу современных информационных технологий – принято решение о при- менении ПЛК. Кроме того, использо- вание ПЛК снижает трудозатраты при разработке и обеспечивает большее удобство и надёжность во время экс- плуатации оборудования. При выборе аппаратной базы было довольно слож- но найти оборудование, соответствую- щее всем требованиям заказчика: нали- чие сертификата типового одобрения от Российского морского регистра судо- ходства, высокая надёжность и соответ- ствие требованиям политики импорто- замещения. Оценив все преимущества и недостатки возможных решений, спе- циалисты компании в качестве ядра си- стемы управления выбрали программи- руемый логический контроллер мор- ского исполнения фирмы FASTWEL. А РХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ Функциональная схема системы управления представлена на рис. 2. Пи- тание системы управления осуществ- ляется от стабилизированного источни- ка постоянного тока напряжением 24 В. В центре системы управления находит- ся программируемый логический конт- роллер FASTWEL CPM71201, который с помощью управляющей программы обрабатывает сигналы от датчиков и концевых выключателей положения исполнительных механизмов, сигналы от кнопочного пульта управления транспортировкой, от кнопочного пульта управления воротами, перенос- ного пульта управления транспортиров- кой и выдаёт управляющие воздействия согласно заданному алгоритму на блок контакторов и блок реле. Внешний вид щита автоматики представлен на рис. 3. Р АБОТА НАД ПРОЕКТОМ В ходе реализации данного проекта специалистам компании приходилось оперативно реагировать на изменения, вносимые заказчиком, и учитывать со- кращение сроков разработки и наладки. Используемая архитектура позволяла проводить необходимые корректировки. По завершении разработки специалисты пришли к выводу, что данная архитекту- ра имеет ряд преимуществ на всех ста- диях жизни изделия, начиная от этапа проектирования, заканчивая эксплуата- цией, ремонтом и обслуживанием. На этапе проектирования: 1. Упрощение цикла разработки про- граммного обеспечения и проектной документации достигается за счёт то- го, что специалисты осуществляют свою работу параллельно. Определив на начальной стадии протокол согла- сования электрических и логических цепей (вводные и выходные сигналы контроллера), можно обеспечить их независимую работу друг от друга. Реализацией требуемого алгоритма занимается программист. Схемные решения и организацию взаимодей- ствия между контроллером и испол- РАЗ РА БОТ КИ / С УДОВОЕ ОБОР УДОВ АНИЕ 69 СТА 3/2017 www.cta.ru Условные обозначения: 1 – блок питания; 2 – блок реле; 3 – ПЛК; 4 – блок контакторов; 5 – гидравлический клапан; 6 – кнопочный пульт управления транспортировкой; 7 – кнопочный пульт управления воротами; 8 – переносной пульт управления транспортировкой; 9 – исполнительные механизмы; 10 – электродвигатели. Рис. 2. Функциональная схема системы управления комплексом гидрооборудования Питание = 24 В Информационные сигналы в ПЛК Силовая линия ~380 В Коммутационный щит управления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Рис. 3. Внешний вид шкафа с контроллером промышленной автоматики

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy